Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Скромные мысли-воспоминания о почившем великом Архиерее

Памяти Схи-Архиепископа Лазаря посвящается.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, г. Лион, Франция.


Схиархиепископ Лазарь (Журбенко) Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви

Скромные мысли-воспоминания

о почившем великом Архиерее

 

Мы уже давно знали, что недомогал Владыка Архиепископ Лазарь и вдруг облетела всех скорбная весть о его блаженной кончине. Не раз покойный Владыка приглашал нас в своих любвеобильных и отеческих письмах : “Милости просим. Всегда будем рады Вас встретить в нашей одесской общине /.../ Мы с великой радостью встретим Вас как дорогого гостя. Буду молиться об этом и ждать”. Увы, так и не удалось нам посетить Владыку в его одесской резиденции, воспользоваться его гостеприимством и сослужить ему в его кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского...

И тут стали всплывать в памяти давние, теплые воспоминания... После кончины чилийского Архиепископа Леонтия, навсегда связавшего будущего Владыку Лазаря с РПЦЗ, “мой” Владыка Архиепископ Антоний Женевский стал как бы связующим звеном между этой частью катакомбников и Зарубежной Церковью. Помню, как однажды Вл. Григорий /Граббе/ говорил Вл. Антонию: “Отец Стефан Красовицкий – это плод моей конспирации, а Вл. Лазарь – это Ваша конспирация”! Как крупный юрист и канонист, Вл. Григорий точно знал смысл употребляемых им слов, даже сказанных с оттенком юмора. Ведь, на самом-то деле, вспомнить – брежневские годы...

Архиепископ Антоний (Бартошевич) Женевский и Западно-Европейский, РПЦЗ

Архиепископ Антоний (Бартошевич) Женевский

Я был трёхлетним ребёнком, когда Владыка Антоний, будучи молодым архимандритом, был назначен Синодом в 1950 году вторым священником в Лион для росписи иконостаса свято-Николаевского храма. В течении трех лет, проведенных в Лионе, Владыка жил в большом доме моего деда. Часто с братом бывали мы в уютной и теплой обстановке у бабушки и дедушки, играли с Владыкой, слушали его сказки, прыгали у него на коленях!... Благодаря этой, с годами укреплявшейся близости к покойному Архиепископу Антонию, и особенно с тех пор как возложил он на меня диаконское послушание, я был вовлечен в церковные дела. Видя мой интерес к вопросам истории Церкви и к судьбе России, Владыка порою делился со мной разными “тайнами”, давал читать письма, обращался иногда за советом, а я, как правило, при каждом приезде в Женеву “копался” в его канцелярии...

Итак – не помню точно в каких обстоятельствах – узнал я о существовании некоего, тогда иеромонаха, Лазаря, скоро заочно возведенного Владыкой Антонием в архимандричий сан. Также довольно скоро узнал о засекреченном факте тайной хиротонии Вл. Варнавы, и с какой целью хиротония была совершена и строго хранилась в тайне даже от большинства Архиереев. Помню, как сказал мне Вл. Антоний: “Ты теперь знаешь, - так молчи!”. И я до конца промолчал, даже не поделился с моим тогдашним настоятелем о. Игорем Дулговым, будущим Архиепископом Серафимом.

Архиепископ Варнава (Прокофьев) Каннский и Западно-Европейский, РПЦЗ

Архиепископ Варнава (Прокофьев) Каннский

На святых Жен Мvроносиц в 1982 году Владыка праздновал свое 25-летие архиерейского служения. Со всех приходов Западно-Европейской Епархии съехались духовенство и міряне почтить дорогого юбиляра. После торжественного богослужения и праздничной трапезы, Владыка пригласил меня к себе и с видимым удовольствием дал мне прочитать накануне полученное письмо от архимандрита Лазаря. Любовь Вл. Антония к России была особенной и я могу свидетельствовать, с каким поистине отеческим чувством и вниманием он относился к этой живой связи с Россией. Письмо было длинное, написанное в несколько приёмов, от руки и на желтоватой бумаге. Я включил магнитофон и стал читать вслух. Владыка внимательно слушал хорошо уже ему знакомое письмо, давал свои комментарии. Сегодня может показаться странным приводить все эти на первый взгляд незначительные подробности, но надо перенестись в 1982-ой год, чтобы понять, что иметь такую личную связь с Россией, с катакомбниками, было почти столь же невероятным для нас, как иметь связь с потусторонним мiром ! Но из письма архимандрита Лазаря видно было, что получать письма от Владыки Антония, доставляемые естественно не по обычной почте, а по особым каналам, было событием не менее невероятным, а то и более ... Эта взаимная связь была своего рода кислородом, позволяющим нашим российским братьям выжить в тогдашних условиях. Трогательно было читать с какой подробностью архимандрит Лазарь рассказывал о посещаемых им разбросанных общинах, о оставшихся в живых старых катакомбниках, о имеющихся святынях. А с какой любовью писал он о Зарубежной Церкви! Тут конкретно можно было видеть, что означала Зарубежная Церковь для России, какая ответственность лежала на каждом из нас; а как с нею мы справились – не нам отвечать, можно только горько сожалеть о том, что все наши надежды далеко не сбылись...

Помнится тоже письмо Владыки Лазаря в год тысячелетия. Особо трогательно было узнать, что Владыка собрал всё своё духовенство и, если не ошибаюсь, в московской домовой церкви с трепетом праздновали тысячелетие нашего христианского бытия и как, в конце богослужения, проникновенно все присутствующие пели многолетствия Владыке Митрополиту Виталию, Архиепископу Антонию и прочим Архиереям, но пели, писал Владыка Лазарь, вполголоса : ведь мало кто тогда верил в горбачевскую гласность и опасались соседей. В советской России было 2 особо запретные темы : о Царе и о Зарубежной Церкви. Мало кто, в сегодняшней России, об этом вспоминает, но быть в общении с Зарубежной Церковью или “еще хуже” – принадлежать ей, считалось для власти настоящим криминалом и таким образом должно расцениваться как проявление исповедничества со стороны Владыки Лазаря и его пасомых.

Когда я впервые в феврале 1986 г., сопровождая группу лицеистов, поехал в Советский Союз, то Владыка Антоний естественно поручил мне передать, из собственных сбережений, материальную помощь некоторым особо нуждающимся семьям, а Владыке Лазарю тёплую “дублёнку” на зиму. С Владыкой я тогда не встретился, он был официально в разъезде, и я оставил дублёнку у указанных людей в надежде, что будет она доставлена по назначению. Но встреча наконец-то состоялась летом 1990-го года, в Суздале, на праздник св. Царя-Мученика. Это вообще было мое первое служение на русской земле, к тому же в такой день... Надо ли говорить о переживаниях и впечатлениях, связанных с этим праздником, возглавленным российским катакомбным Архиереем, среди русского народа... Чинное, истовое, но без всякой театральности, я бы сказал чисто зарубежное служение Владыки придавало особую торжественность и определённое величие богослужению. Когда, вернувшись в Лион, я показал видео-запись, то отец Игорь Дулгов, видя, как Владыка Лазарь вошёл в храм, облачённый в мантию, осеняя народ дикирием и трикирием, то он сказал – прямо как Митрополит! И на самом деле, было нечто первосвятительское и, ещё раз подчеркнём, зарубежное в его служении. Затем сослужил я еще Владыке в Китай-Городе, в Валищево. Владыка не был очень разговорчив, но всегда очень тепло ко мне относился, как к чаду Владыки Антония.

Архиепископ Лазарь (Журбенко) и Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Архиепископ Лазарь и Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, 1990 г.

Наконец настала встреча и физическое знакомство двух Архиереев. Она состоялась на одном из очередных Архиерейских Синодов, на которые Владыке Антонию, будучи первым Заместителем Первоиерарха, приходилось каждый раз летать. В этот раз Синод заседал в Канаде и Владыка Антоний решил лично поехать в аэропорт встретить российского долгожданного гостя, что естественно говорит о чувствах, которые он испытывал по отношению к Владыке Лазарю. И тут случилась сцена, которую рассказал потом со своим неповторимым чувством юмора наш Владыка. Как только Владыка Лазарь вышел в аэропорт и увидел своего благодетеля Архиепископа Антония, то тут же пал ниц ему в ноги. Естественное православное поведение, понятное и привычное в православной стране, но в нашем совершенно дехристианизированном Западе, где одно появление православной рясы уже кажется странным, то для западного глаза подобная сцена, когда благостный старец непонятно почему “бухается” на пол – явление более, чем чудовищное! Владыка Антоний тут же подхватил его под руку, сказав : “Ну пойдём, достаточно напугали публику”!

Затем Владыка Антоний особо настоял, чтобы один представитель из России всегда был постоянным членом Архиерейского Синода. Мы не раз писали : остался бы Владыка Архиепископ Антоний жив, у Владыки Митрополита был бы надёжный и идейный Заместитель и никогда наша Церковь не знала бы той разрухи, которая с ней случилась начиная с 2000 года и, увы, продолжающаяся по сей день...

Эти воспоминания написаны без всякой претензии ни на какую научность или историчность. Это просто маленькие крупицы, подобранные в памяти, которыми хотелось поделиться со всеми, кому дорога память покойного Схи-Архиепископа Лазаря. В нашем горе радуемся, зная, что как и некогда в монреальском аэропорту, Владыка Антоний встретил своего собрата, чтобы с ним отныне больше не расставаться.

Да упокоит Господь Бог наш души усопших верных рабов Своих, Преосвященнейших Архиепископов Антония и Лазаря, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отонюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание !

 

Протодиакон Герман ИВАНОВ-ТРИНАДЦАТЫЙ

Лион - Франция

 

Источник: Западно-Европейский Вестник РПЦЗ:

http://karlovtchanin.com/index.php?module=pages&act=print_page&pid=113

 

 

 

Дополнительно см.:

1. Скорбное заявление Архиепископа ВАРНАВЫ Каннского и Западно-Европейского по случаю упокоения о Господе Схи-Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Архиепископ ВАРНАВА Каннский и Западно-Европейский, г. Канны, Франция

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=712

 

2. Почил о Господе Схи-Архиепископ Лазарь, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
"Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла" (Ис. 57, 1).

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=714

 

3. Годовщина восстановления апостольской преемственности в Русской Катакомбной Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=677

 

4. Жизнь в катакомбах

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=546

 

5. Годовщина рукоположения и пастырского служения Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=635

 

6. Годовщина восстановления апостольской преемственности в Русской Катакомбной Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=677

 

7. Архиепископ Лазарь почтил память Аввы - Святителя Леонтия Чилийского

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=538

 

8. Святыня Русской Истинно-Православной Церкви: Чудотворному образу Иверской иконы Божьей Матери Благоухающему – 11 лет

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=24

 

9. Архиепископ Лазарь с архипастырским визитом посетил приходы Воронежчины, Тамбовщины и Харьковщины

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=591

 

10. Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=579

 

11. Пасхальные торжества в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=403

 

12. Из жизни Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим Архиепископом Лазарем

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=48

 

13. Русская Истинно-Православная Церковь

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=518

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru