Поездка в Испанию и Пиринеи и первые богослужения в Барселоне в новых условиях
(о вулканах, море, снеге, пещерах и вине Кагор)
В Неделю 5-ю по Пасхе, «о Самаряныне», Господь сподобил нас отслужить вечерню и Литургию в нашей барселонской общине. Мы выехали из Леснинского монастыря еще в пятницу утром, так как Барселона находится в 1000+ километрах от нас. Надо пересечь всю Францию, переправиться через Auvergne, центральный вулканический горный массив, в котором по сей день водятся волки и где изготовляются знаменитые французские сыры «Bleu d’Auvergne» и «Roquefort» с синей и зелёной плесенью, и через Пиренеи - горный хребет, разделяющий Францию с Испанией. Дорога очень красивая и интересная, но и утомительная. Обычно мы летаем в Барселону, но на этот раз решили ехать на машине, так как везли богослужебные книги и иконы для нашей общины, а также потому, что с нами поехала Таисия Михайловна, мама о. Евфимия, незадолго до этого прибывшая к нам из Москвы погостить на пару недель.
В Барселоне нас встретили как всегда очень тепло и радушно, сразу же накормили обильным обедом и отвезли на квартиру, предназначенную для ночлега. Вскоре члены нашей общины собрались на квартире одного из прихожан на вечернее боголужение. Мы не видались с Пасхи, которую часть барселонцев встретили у нас в монастыре, и все были рады возможности еще раз обменяться пасхальным приветствием «Христос Воскресе» и совместно спеть всеми любимые пасхальные песнопения. После вечерни стали читать правило для говеющих, вечерние молитвы и началась исповедь; почти все члены общины говели. Попив вместе чаю и обсудив всё необходимое для устройства походного алтаря и престола для Божественной Литургии, разошлись по домам.
Рано утром все быстро и дружно собрали складные престол и жертвенник, которые наши прихожане уже успели построить, и другие утварь и иконы, привезённые для службы. Хор расположился между кухней и «храмом», начались часы. Все сосредоточились на «едином на потребу», и к началу Литургии ощутили, что мы стоим не в гостинной или на кухне р. Б. Павла, а в Храме Божием, что с нами молятся св. Ангелы и все святые. Все мы любим церковное благолепие и наши торжественные монастырские службы, но бывает очень душеполезно помолиться и так, просто, без излишней суеты, в современных «катакомбных» условиях. Когда каждая ектенья становится подлинным диалогом и совместной молитвой священника и паствы, когда каждое действие Божественной Литургии проходит непосредственно в нескольких шагах от тебя, так ясно ощущается, что сейчас Христос посреди нас, и что Литургия, по словам св. прав. Иоанна Кронштадтского — Небо на земле. После Литургии о. Евфимий сказал краткое слово о евангельских событиях, которые св. Церковь вспоминала в то воскресенье — как Спаситель сказал самарянке, что придёт время, когда Ему будут поклоняться не исключительно только в прекрасном, величиственном Иерусалимском храме, а на всяком месте, где будут собираться истинные поклонники Его, чтобы «поклоняться Отцу в духе и истине». Самарянке же, многими осужденной и отверженной, Господь обещал дать воду, которая сделается «источником воды, текущей в жизнь вечную»-- возможность общаться с Ним в св. Тайнах.
После благодарственных молитв мы собрали наш походный храм, и почти сразу же женщины общины приготовили обильную и очень вкусную трапезу. Помимо нашей встречи и возможности совершить богослужение и приобщиться, мы справляли еще и день рождения о. Евфимия. Прихожане узнали об этом только накануне, но за ночь успели подготовить подарки и речи. Обсуждали насущные проблемы общины: поиски помещения, приобретение необходимой утвари, книг, икон, благоустройство храма. Сетовали о гонении и клевете со стороны «официального» мiрового православия, подчеркнули важность проповеди и свидетельства об Истине, обсудили проект приходского сайта в интернете. Говорили о выборе небесного покровителя общины, но решили подождать, пока Господь Сам не откроет, кому следует посвятить барселонский храм. Трапезовали мы долго, но успели еще сходить к морю и погреться на солнышке, и прокатиться по городу, показать его Таисие Михайловне. О. Евфимий назначил следующую службу на Неделю Всех Святых, но потом решили служить на праздник св. Пятидесятницы.
На следующее утро о. Евфимий, Таисия Михайловна и я направились во Францию, но не нашей обыкновенной дорогой вдоль моря, а севернее, прямо через горы. Недавно нашему монастырю в наследство оставили квартиру по другую сторону границы, в французских Пиринеях, и мы решили воспользоваться этой поездкой, чтобы заехать туда, встретиться с адвокатом и посмотреть на эту квартиру. Подумали, что она может пригодиться для барселонской общины, ведь это намного ближе, чем монастырь. Чем севернее мы ехали и чем выше поднимались, становилось все холоднее и темнее, пошел сильный дождь.
Но каково же было наше удивление, когда мы въехали во Францию, и, выехав из туннеля под самыми высокими и крутыми горами, нас встретили снег и сугробы! Не верилось, что еще накануне мы гуляли по тёплому песочку у моря, грелись на солнышке. Кругом был альпийский пейзаж, зимние курорты, всё приспособлено для лыжного спорта. Вскоре немного распогодилось, и мы въехали в красивые леса, в которых водятся особые пиренейские медведи, миновали водопад, горные озёра и реки. Вблизи от городка, где находится наша квартира, много пещер со сталагмитами и сталактитами, выточенные подземными ручьями, с картинами и рисунками древних пещерных людей. К сожалению, несмотря на всю красоту кругом, после разговора с адвокатом и нотариусом и выяснением суммы налога на это наследство, было принято решение продать эту квартиру. Может, она и ближе к Барселоне, чем Провемон, но если мы в начале мая застряли в снегу, то зимой там, наверное, вообще не проехать.
Мы переночевали в городке Сан Лизье (Saint Liziers), известном еще с времён римской империи. Утром опять пошел сильный дождь, и мы поскорее отправились домой. Остановились только в маленьком французском городке Cahors, от которого произошло русское название «кагор» - сладкое вино, которое используют в России для литургии. Покойный вл. Серафим (Дулгов) нам рассказывал, что со средних веков в Cahors выращивали особый местный сорт винограда, очень тёмный и очень сладкий, из которого выдавливалось высококачественное натурально сладкое вино. Случилось одному из русских государей проезжать мимо этой местности, и ему так понравилось вино «Cahors», что он стал его выписывать в больших количествах в Россию. Это же вино оказалось очень пригодным для литургии, и по цвету и по вкусу, и его стали выписывать и для церковных нужд, по крайней мере для столичных храмов и монастырей. Вскоре стало очень престижным служить «на кагоре», а со временем всякое сладкое красное вино стали называть кагором. А городок Cahors и окружающие виноделатели разбогатели и процветали благодаря Русской Церкви. После революции и особенно после большевицкого «отделения» Церкви от государства и начала гонений на Церковь, весь этот «бизнес» очень быстро прекратился, и в Cahors настал настоящий кризис. В самой Франции вино «Cahors» никогда особым успехом не пользовалось. Французы пьют такие сладкие вина только перед едой, в качестве аперитива; вина более южной местности «Roussillion», расположенной вдоль моря, считались более качественными. За несколько лет кагорцы вырубили все свои виноградники и засадили свою местность обыкновенным французским сортом винограда, из которого выдавливается простое французское сухое красное вино, но которое всё-таки сохранило более темный цвет и особую густоту, типичные для этой местности. Но это вино «Cahors» уже ничего общего не имеет с сегодняшним русским кагором, а первоначального Кагора уже нигде не найти. Мы купили несколько бутылок местного вина в память об этом городке, некогда так тесно связанным с Россией. К тому времени опять пошел дождь, а по радио передавали о приближающихся с вершин Пиреней снегопадах. Некоторые дороги и местные аэропорты уже закрыли, и мы поспешили домой. К концу повечерия и монашеского правила мы уже сидели на монастырской кухне, и я показывала сёстрам фотографии «нашего» городка и квартиры и передавала поклоны от барселонских паломников.
фотогалерея: см. ниже
|