Святая Вырица. Иосифляне
И.В. Попов
Спасаясь из красного Петрограда, в годы начала кровавого большевицкого правления и гражданской войны в ближайшие окрестности столицы, в том числе в Вырицу, стали перебираться многие горожане. Те, кто имел собственные дома или снимал здесь дачи, предпочитали в годы смуты перебраться на жительство из города сюда, в ставший внезапно тихим (в связи с прекращением строительного дачного бума) бывший «образцовый город».
В 1918 году на постоянное жительство в Вырицу переезжает окормлявший братство Казанской иконы Божией Матери протоиерей Порфирий Десницкий. Богослужения в Казанском храме становятся постоянными в течение всего года. В холодное зимнее время он переносит богослужения из верхнего Казанского храма, в связи с невозможностью натопить его, в нижний, пещерный, устроенный им в 1918 году и освященный в честь прпп. Серафима Саровского и Алексия, человека Божия.
В 1920-х годах, когда многие петербургские храмы были захвачены обновленцами, Вырица оставалась оплотом «староцерковников»-тихоновцев, т. е. православных христиан, твердо придерживавшихся линии святителя и исповедника Патриарха Тихона.
В конце 1920-х годов была закрыта церковь-школа в Поселке (последним настоятелем ее служил свящ. Николай Портанский), два же приходских храма и монастырское подворье продолжали действовать. В их стенах совершались богослужения, вокруг них группировалось духовенство и монашествующие, переехавшие в Вырицу из Петрограда. Многие горожане стремились посетить Вырицу для общения с близкими им по духу пастырями, которым можно было доверить самые сокровенные свои мысли: о Боге, о семье и близких, об окружающей жизни.
Место храма Преображения Господня в Поселке. Современный вид
В Петропавловском храме к этому времени продолжал настоятельствовать протоиерей Георгий Преображенский. Диаконом при нем был о. Аркадий Гаврилович Молчанов, служивший здесь с 1 января 1922 года. Родившийся в 1860 году в крестьянской семье в с. Усть-Введенское Царскосельского уезда С.-Петербургской губернии (близ Вырицы), до 1917 года он был кассиром Государственного банка. В 1921 году был рукоположен в сан диакона и последующие десять лет служил в Вырицкой Петропавловской церкви.[1]
В Казанском храме продолжал служить протоиерей Порфирий Десницкий.
![](http://catacomb.org.ua/images/content/hronics/kazan.jpg)
Вырица. Храм Казанской иконы Божией Матери. Фото нач. XX в.
На Успенском подворье служил иеромонах Пафнутий (Акиньшин), окормлявший сестер обители, проживавших при подворье, рядом с храмом, в доме 6 по Саратовской улице.
Уроженец Курской губернии (род. 1868 г. в с. Дальне-Игумново Старогородской волости Белгородского уезда в крестьянской семье), он окончил Духовную семинарию, позже (с 1887) служил в Варшавском полку, в 1913 г. ушел на Афон, где принял постриг. Был близок к настоятелю иеромонаху (?) Иродиону, служил экономом.
На некоторое время (после 1917 г. ?) приезжал в Петроград, где служил в церкви Старо-Ладожского подворья на Забалканском проспекте. Вновь вернулся на Афон, где был рукоположен во иеромонаха, после чего возвратился в Петроград. В 1922 г. арестовывался властями по делу «об изъятии церковных ценностей», но был освобожден. С 1920-х гг. проживал в Вырице, служил на Успенском подворье.[2]
После издания декларации митрополита Сергия (1927) два из трех остававшихся к тому времени незакрытыми вырицких храмов и служившие там пастыри избирают линию митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), занявшего критическую позицию в отношении этого акта лояльности к гонителям веры. Эту же позицию разделяло большинство монашествующих из закрытых петербургских и иных монастырей, проживавших к этому времени в Вырице.
Нестроения, вызванные декларацией митр. Сергия, накалили церковную обстановку в Петрограде. Управление епархией высланный властями из города митрополит Иосиф (с декабря 1926 г. находившийся в ссылке в Николо-Моденском монастыре близ Устюжны) передал своему викарию епископу Ямбургскому Гавриилу.
После издания декларации (июль 1927) и безуспешной поездки в Москву делегации Петроградского духовенства с целью убедить митрополита Сергия изменить свою церковную политику, большинство петроградского епископата (пять епископов) и ряд видных и уважаемых в Петрограде пастырей, за которыми стояли большие группы прихожан, - оо. Василий Верюжский, Виторин Добронравов, Измаил Рождественский, Иоанн Никитин, Феодор Андреев, Василий Венустов и еще 30-40 священников, а также множество монашествующих, оставшись верными митрополиту Иосифу, по его благословению отделились (26.12.1927) от митрополита Сергия.
Разгром стороников митрополита Иосифа произошел после двух лет существования церковного разделения.
В 1929-1930 гг. чекисты расправились с наиболее достойной частью русского (и, добавим, петроградского) духовенства, «которая предпочла гонения, а затем и мученичество, приспособлению и угождению атеистическому и бесчеловечному режиму».[3] Разгром иосифлян начался в апреле 1929 г. и был, в основном, завершен в 1931 г. (в некоторых районах в 1932 г.). Ликвидация общин, сопровождавшаяся арестами и высылками наиболее твердого в исповедании веры духовенства была ускорена в связи с начавшимся уничтожением русского крестьянства - зверской коллективизацией.[4]
В ноябре 1929 года в Петрограде и окрестностях были арестованы: архиепископ Димитрий (Любимов), прот. Василий Верюжский, священники Николай Прозоров, Иоанн Никитин, Сергий и Александр Тихомировы, Петр Белавский, иеромонах Гавриил (Владимиров), многие монашествующие и миряне из окружения Владыки Димитрия и руководства храма Спас-на-Крови, бывшего центром духовного сопротивления властям в эти годы.
Священники Николай Прозоров и Сергий Тихомиров были в августе 1930 г. расстреляны, остальные сосланы в лагеря. 17 ноября 1930 г. был закрыт собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), но тайные общины «иосифлян» продолжали существовать в городе и его окрестностях до конца II мировой войны.[5]
Аресты вырицкого духовенства, возглавляемого благочинным протоиереем Георгием Преображенским, были произведены чекистами в январе-апреле 1931 г., вскоре после разгрома иосифлян в Петрограде.
Пастырь был арестован 2 января 1931 года. Обвинен в создании ячейки «из погромно-черносотенного монархического элемента при церкви на железнодорожной станции Вырица», 8.10.1931 приговорен к трем годам лагерей (в Мордовии). 4.04.1933 досрочно освобожден с лишением права проживания в определенных населенных пунктах на оставшийся срок. Скончался он в ссылке в Борисоглебске Тамбовской области в 1933 г.[6] Одновременно с ним был арестован приехавший незадолго до этого в Вырицу и служивший также в Петропавловском храме священник Симеон Михайлович Бирюкович. Уроженец Белоруссии (род. 1.01.1875, с. Жари Речицкого уезда Минской губернии), выпускник Духовной семинарии, о. Симеон до 1929 г. служил священником в Бобруйске, к 1930 г. - проживал под Москвой, в Истре - у дочери . В 1930-1931 гг. он жил в Вырице, ставшей приютом для многих гонимых пастырей, был арестован 21 апреля 1931 г. по делу «церковников», приговорен 8.10.1931 к трем годам лагерей и отправлен в Усолье (Вишлаг), на Север - в Коми (дальнейшая судьба его неизвестна).[7]
Иеромонах Пафнутий (Акиньшин) был арестован «по делу иосифлян» в Вырице (в 1930 г. он так же арестовывался «за сокрытие церковных ценностей», но через неделю был освобожден). Осужден 8.10.1931 г. к трем годам лагерей, также как и священник Симеон Бирюкович, был направлен в Усолье (Вишлаг), с 23.10.1932 г. на оставшийся срок выслан в Северный край.[8]
Петербургские иосифляне во главе с архиепископом Димитрием (в центре), епископом Сергием Нарвским и прот. Василием Верюжским (сидят) возле храма Спас-на-Крови. Рядом с ними (в центре, стоят): архим. Клавдий (Савинский) и свящ. Викторин Добронравов. Третий в верхнем ряду – монах Алексий (Карцев), четвертый – иподиакон Петр Сазонов
Одновременно с разгромом в Петрограде иосифлян был арестован и один из виднейших петроградских пастырей, исповедовавший священников, присоединявшихся к митрополиту Иосифу, служивший в храме Воскресения Христова (Спас-на-Крови) протоиерей Иоанн Григориевич Никитин (1880-1938). Родившийся в с. Лужно Демянского уезда Новгородской губернии, он закончил Духовное училище в Старой Руссе, Новгородскую Духовную семинарию. В 1901 г. принял сан священника. Выпускник С.-Петербургской Духовной академии (1907). В 1908-1922 г. служил в церкви равноапп. Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого общества. До 1928 г. служил в Троице-Измайловском соборе, в 1928-1929 - в соборе Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Петрограде. Вместе со своей супругой, Марией Петровной, и дочерьми Варварой Ивановной и Еленой Ивановной о. Иоанн жил в доме по наб. канала Грибоедова 74, кв. 13.[9]
Протоиерей Иоанн Никитин. 1927 г.
Протоиерей Иоанн Никитин был тесно связан с Вырицей и близко знаком с вырицким духовенством, в том числе с названными выше пастырями. В летнее время о. Иоанн и его семья проживали на даче в Вырице в небольшом домике, стоявшем в непосредственной близости от Успенского Вырицкого подворья, на Саратовской улице.
Арестованный 29.11.1929 г. по делу «иосифлян», 3.08.1930 г. о. Иоанн был приговорен к заключению в концлагерь сроком на 10 лет. Находился в Соловецком лагере, в г. Кемь. В 1938 г. в последних письмах семье дал понять, что его готовят к смерти. Скончался (расстрелян ?) 4 ноября 1938 г. в Белбалтлаге (на Беломорканале). Похоронен в братской могиле на ст. Куземса в Карелии.[10] Супруга батюшки Мария Петровна (1877-1951) пережила его на 13 лет, похоронена в г. Приозерске рядом с подворьем Валаамского монастыря.
Страстная ночь русского монашества
В 1932 г. Вырицу затронули новые аресты, коснувшиеся преимущественно проживавших здесь монашествующих: монахинь Успенского подворья и сестер-беженок из закрытых и разгромленных большевицкой властью монастырей, нашедших приют в Вырице.
В первую очередь, внимание властей привлекло Успенское подворье в Заречье, где в двух деревянных домиках на Саратовской улице подвизались и проживали шесть монахинь-иосифлянок.
Они зарабатывали себе на жизнь, трудясь на огородах и в советских учреждениях. Все они были духовными дочерьми иеромонаха Пафнутия, арестованного в 1931 году.
Маленький тайный монастырь никак не был связан с петроградскими общинами и был разгромлен в результате облавы НКВД в рамках всесоюзной акции по ликвидации монашества. Арестованные в Вырице пошли по одному делу с вышеописанными общинами.
«Самую пожилую вырицкую монахиню Марию Трофимовну Артемьеву (1869-1933), уроженку С.-Петербургской губернии, следствие обвинило в том, что она «устраивает чтение Евангелия и в беседах на религиозные темы проводит антисоветскую агитацию». Впрочем, аналогичные обвинения предъявлялись всем инокиням - чтение Евангелия вменялось в преступление. В поселке монахини жили незаметно: никуда не ездили и никого не принимали, только трудились и молились в Успенской подворской церкви. Они вышли из простых семей, были малограмотными и в разные годы попали в общину. Монахиня Мария (Артемьева) и Матрена Дорофеевна Дорофеева (1899 - ?) жили здесь с 1918 года, монахини Пелагея Степановна Мануйлова (1891 - ?) - с 1927, Татьяна Петровна Петрова (1901 -?) - с 1933 года. Всех их Господь объединил в служении Себе. Последние две монахини работали на местной почте. Обвинение усмотрело в этом факте «зашифровывание своего тайного монашества», хотя таких небольших общин из монашествующих закрытых большевиками монастырей и подворий было довольно много в Петрограде и его окрестностях до роковых дней 17-18 февраля 1932 года.
Монахиня Мария (Артемьева) была 18 марта 1932 г. приговорена к трем годам ссылки в Казахстан, Матрена (Дорофеева) получила «минус три», что означало запрет жить в Ленинградской и Московской областях, остальных двух монахинь освободили, очевидно, учтя их происхождение».[11] Еще две монахини, очевидно, на какое-то время покидали подворье и потому избежали ареста.
Одновременно с монахинями Успенского подворья в Вырице в те же дни (17 фераля 1932 г.) были арестованы еще три монахини, обвиненные в том, что они «находились в монашеском нелегальном общежитии»: игумения Никодима (Долгополова), монахиня Уриила (Рубашка) и монахиня Серафима (Пичкина). (Они проживали на Набережной ул., 6)
![](http://catacomb.org.ua/images/content/hronics/zagorovski.jpg)
Протоиерей Николай Загоровский (впоследствии – иеросхимонах Серафим). 1929 г.
Игумения Никодима (Долгополова Екатерина Карповна, 1857 - ?), уроженка мест. Юрбург Ковенской губ., провела в монашестве 54 года (с 1878 года). Арестованная в Вырице, она обвинялась также в том, что «устраивала паломничества на могилы блаженного Матфея и молчальника Патермуфия в Александро-Невской лавре». В марте 1932 г. была освобождена с запретом проживания в Московской и Ленинградской областях и пограничной полосе сроком на три года. Избрала местом жительства Нижний Новгород (дальнейшая судьба неизвестна).[12]
Монахиня Серафима (Пичкина Александра Васильевна, 1878 - ?) была уроженкой дер. Пристани Новгородской губернии, происходила из крестьян. Монашествовала 35 лет. В 1930-1932 гг. проживала в Вырице. 22 марта 1932 г. была приговорена к трем годам ссылки в Казахстан (дальнейшая судьба неизвестна).[13]
Монахиня Уриила (Рубашка Елена). В 1930-1932 гг. проживала в Вырице, приговорена к высылке из Ленинградской области (дальнейшая судьба неизвестна).[14]
Эти три монахини - сторонницы митрополита Иосифа, арестованные в Вырице, приехали сюда из различных закрытых к этому времени монастырей и поддерживали обширные связи с Сибирью и Центральной Россией.
В 1928-1930 гг. Вырица стала важным центром иосифлян и Истинно-Православной Церкви. Особенно роль вырицких храмов (Петропавловской церкви и Успенского подворья) возросла после разгрома храма Спаса-на-Крови и его общины. Многие пастыри, служившие в соборе Воскресения, приезжали служить в Петропавловский храм, в их числе известный пастырь-исповедник протоиерей Николай Загоровский, впоследствии - иеросхимонах Серафим (1872-1944). Отличавшийся прозорливостью, в 1920-1930-х гг. он служил в храмах Харькова и Петрограда. В заключении находился в Соловках, после освобождения жил в Обояни Курской губернии. В годы II мировой войны служил в Харькове и окормлял там тайную женскую общину, принял там постриг и схиму. Эвакуирован вместе с общиной в Польшу. Скончался в Перемышле в Галиции в 1944 г. (Прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г.[15])
Примечания:
1. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.168.
2. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 37; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 293.
3. В.В. Антонов. Сщмч. митрополит Иосиф в Петрограде. Возвращение, № 4, 1993, с. 51.
4. Там же.
5. Там же, с. 52.
6. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.199.
7. Там же, с. 59.
8. Там же, с. 37.
9. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 173; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 317.
10. Там же, Г.Г. Кильчицкий, прот. Иоанн Никитин. Рукопись.
11. В.В. Антонов. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде. С.-Петербургские Епархиальные ведомости. Вып. 23, с. 107.
12. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 98; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 286.
13. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.193.
14. Там же, с. 209.
15. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 108; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 308; I. Andreev. Russian Catacomb Saints. Platina, Ca. 1982, р. 371-382.
И.В. Попов, главы из книги «Святая Вырица»,
журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2003.
Дополнительно по данному разделу: Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви О Катакомбной Церкви Заметки о Катакомбной Церкви в СССР Катакомбные богослужения в Соловецком лагере Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви Потаенная Россия Церковное сопротивление в СССР Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)
|