Камо грядеши… РПЦЗ(Л)?
Об итогах совместной работы униоальных комиссий по объединению МП и РПЦЗ(Л)

Первое совместное заседание униоальных комиссий по объединению МП и РПЦЗ(Л), проходившее в здании ОВЦС МП в Москве с 23 по 25 июня, «прошло успешно», сообщают российские информагентства. 

Комиссию РПЦЗ(Л) на переговорах с МП возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. В состав комиссии вошли епископ Женевский Амвросий, архимандрит Лука (Мурьянка), протоиерей Георгий Ларин и протоиерей Александр Лебедев (секретарь). Консультантами комиссии РПЦЗ(Л) были назначены протоиерей Николай Артемов и священник Николай Савченко. Из тактических соображений в официальных совместных заседаниях комиссий не участвовал один из ее членов - Епископ Ишимский Евтихий (Курочкин), бывший ранее клириком МП и епархия которого расположена на т.н. «канонической территории матери-церкви». Возможно, отсутствие еп. Евтихия – условие представителей МП, хотя, скорее всего, это сделано, дабы клирики Ишимско-Сибирской Епархии РПЦЗ(Л) раньше времени не покинули своего правящего архиерея. Тем не менее, в ходе переговорного процесса еп. Евтихий находился в Москве и участвовал во всех "внутренних" обсуждениях комиссии РПЦЗ(Л). В соответствии с распоряжением митрополита Лавра, обязанности епископа Евтихия на переговорах исполнял митрофорный протоиерей Георгий Ларин.

Комиссию Московской патриархии возглавил архиепископ Корсунский Иннокентий. В нее также вошли ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Владислав Цыпин и протоиерей Николай Балашов (секретарь). В качестве консультантов комиссии МП были назначены протоиерей Георгий Митрофанов и протоиерей Максим Козлов.

Совместное заседание униоальных комиссий проходило в закрытом режиме, поэтому подлинная правда о ходе работы, обсуждавшихся вопросах и принятых решениях так и осталась под завесой секретности. Как коротко сообщалось в СМИ, в первый день совместных заседаний, 22 июня, обсуждались способы восстановления евхаристического общения "двух частей единой Русской Церкви". Со стороны делегации РПЦЗ(Л) были высказаны опасения, что некоторые формулировки предполагаемого итогового документа заседания вызовут протест со стороны консервативного духовенства их группы, которое пользуется особенным влиянием в Южно-Американской епархии, в связи с чем и было решено ничего не разглашать.

Известно, что члены официальных комиссий МП и РПЦЗ(Л) во главе с архиереями молились 23 июня на Всенощном бдении, которое совершили в московском храме Христа Спасителя сергианский патриарх Алексий Ридигер и активный экуменист Митрополит Вашингтонский и всея Америки и Канады Герман (т.н. Американская автокефальная православная церковь). Об этом сообщила Служба коммуникации ОВЦС МП.

Из коротких сообщений в прессе также стало известно, что, в ходе совместной работы комиссий, со стороны МП была высказана предварительная готовность внести некоторые дополнения в "Основы социальной концепции" РПЦ в вопросе взаимоотношений с государством (вместо осуждения и покаяния в сергианстве). Следует заметить, что в «официальном православии», подобно католицизму и протестантизму, в последнее время вероучение и каноны Церкви постепенно подменяются совершенно формальными нормативными документами – т.н. «социальными концепциями», которые сводят Церковь Христову на уровень многочисленных общественных организаций и политических партий. Именно в поле таких т.н. «социальных концепций» обсуждается представителями РПЦЗ(Л) и МП вопрос сергианства, сводя его лишь на уровень «частных мнений» и «формулировок».

Как сообщают СМИ, на переговорах также было решено, что предстоящий Архиерейский Собор МП, возможно, вновь рассмотрит формы и цели ее участия в экуменическом движении. Не исключается, что в 2006 году, на очередной Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей, МП формально выйдет из состава этой организации и станет наблюдателем при ней (наподобие Римско-Католической Церкви) или ассоциированным членом. Правда, такой формальный шаг по существу так и не решает вопрос экуменизма МП, но, судя по всему, как и в вопросе с сергианством, руководство РПЦЗ(Л) интересует лишь формальная сторона решения этих проблем.

По завершению совместной работы униоальных комиссий обеими сторонами был принят «итоговый документ, который будет представлен на рассмотрение Синодов обеих Церквей». Содержание этого документа, как и подробности самой встречи, держатся в строгой тайне. Известно только, что он определяет общую позицию двух "ветвей" в вопросах, ранее представлявших препятствие на пути к унии: взаимоотношения Церкви и государства, отношение к другим конфессиям и вопрос самоуправления РПЦЗ(Л) в составе МП. О том, как стороны собираются решать первые два вопроса, речь шла выше. Вопрос же имущества и самоуправления РПЦЗ(Л) в составе МП, что больше всего волнует зарубежную делегацию, кажется, будет решен без особых трудностей. Судя по всему, это и будет ценой в обмен на уступки в более важных первых двух вопросах.

Уже тот факт, что заседание униоальных комиссий состоялось менее чем через месяц после посещения Московской патриархии главой РПЦЗ(Л) митрополитом Лавром, переговоров и совместных экуменических молений с ее ересиархом Алексием Ридигером и В.Путиным, свидетельствует о том, что лидеры РПЦЗ(Л) намерены форсировать процесс унии с МП, даже несмотря на то, что внутри самой РПЦЗ(Л) среди рядового духовенства и верующих есть оппозиция и противостояние этим предательским начинаниям.

Как сообщает агентство «Радонеж», в своем недавнем интервью митр. Лавр подчеркнул, что для решения вопроса об объединении с МП "может быть проведен совместный Поместный Собор". Несмотря на то, что обе стороны называют начавшиеся переговоры "рабочими", вопрос об объединении  считают практически решенным как в Москве, так и Нью-Йорке. Остаются только формальности, которые и предстоит решить комиссиям. Участники комиссии со стороны РПЦЗ(Л) также не исключают, что, для соблюдения всех формальностей дела, решение о "восстановлении евхаристического общения" двух "ветвей" будет утверждать Всезарубежный Собор, после чего можно будет провести и общий Поместный Собор.

О результатах решений будущего «всезарубежного собора» догадаться не трудно. К сожалению, большая часть нынешней иерархии и паствы РПЦЗ(Л), состоящей, как правило, из ассимилировавшихся потомков русской эмиграции или новой (т.н. экономической) волны эмиграции из современной Российской Федерации, мало интересуется вероучительными и идеологическими вопросами. Эта, в большинстве своем безформенно-конформистская масса предпочитает быть «респектабельной частью современного мира – с красивыми храмами, торжественными службами и национально-культурным досугом вокруг этих храмов». Большего им и не нужно. Как констатируют даже светские СМИ: «Фактически, нынешняя РПЦЗ(Л) уже ничем идеологически и канонически не отличается от РПЦ МП. Вступив в молитвенное общение с "матерью-церковью", она признала право последней находиться в таком же общении с Константинополем, с Антиохией, с Римом, с экуменистами, еще с кем угодно. Благосклонно выслушав речь патриарха об "исторической роли мудрого Сергия", она признала, что в советских условиях повела бы себя так же, как этот человек, именем которого в современных российских городах уже называют площади…» (из сообщения Portal-credo.ru)

Остается лишь с горечью и состраданием обратиться к вводимым своим священноначалием в заблуждение искренним пастырям и верующим РПЦЗ(Л):

Quo Vadis?..

 

 

При подготовке материала использованы сообщения

Portal-credo.ru, агентств Интерфакс, Итар-ТАСС, "Радонеж" и др

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua