Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1937 год.
Лев Регельсон

1937

11/24 янв.

Определение сергианского Синода о принятии к сведению завещательного распоряжения митр. Петра от 22.11/5.12 1925г. о преемниках на случай кончины (внесено в связи с кончиной митр. Петра Полянского).

(В завещании указаны, кроме митр. Кирилла и Агафангела, также митр. Арсений и митр. Сергий — Л. Р.).

ЧС-1

17/30 янв.

Указ "Московской Патриархии" о форме поминовения за богослужением "Патриаршего Местоблюстителя" митр. Сергия.

ЧС-1

12/25 февр.

Письмо невыясненного автора арх. Ташкентскому и Среднеазиатскому Борису (Шипулину) по поводу кончины митр. Петра и акта о переходе местоблюстительства к митр. Сергию. Указывается, что был произведен опрос архиереев, причем 27 из 51 общего числа правящих на 19.12/1.1 1937 г. признали акт от 14/27 декабря 1936 г., 7 — подписали на месте, и 20 — прислали восторженные телеграммы.

Кончается словами: "о сегодняшнем имениннике и о быв. Казанском, как о кандидатах, пока не беспокойтесь".

ЧС-1

Март

Зарубежная Литовская епархия получает чине митр. Петра без указания даты и места.

ЧС-2

1937 год

Всенародная перепись, включающая вопрос о религии.

Прот. М. Польский: "Вдова Ленина Н. Крупская в "Известиях" (март 1937), в статье об антирелигиозной пропаганде, утверждала... любопытный факт: "недавняя перепись показала, что массы, и в особенности женщины, были смущены параграфом опросного листа, касающимся религии. Многие из них, которые давно не выполняют обрядов, не решились написать "неверующая" и, в конце концов, написали "верующая"...

М. Польский: "Переписка показала огромный процент верующих в огромной стране: две трети сельского населения и одну треть городского..."

Польский,
т. 2, стр. XXIV

1937 год

Массовые аресты епископата, духовенства и активных мирян. Массовое закрытие церквей. Руководство антирелигиозной кампанией возглавляет нарком внутренних дел Ежов.

1. митр. Мануил
2. Вестник, 1939,
№ 1, стр. 25-32

1937 и позже

Продолжение тайной деятельности "непоминающих". "...Свидетели, находящиеся ныне за границей, в начале

1938 г. могли найти в Москве катакомбную церковь "иосифлян", но, конечно, с трудом, от доверенных лиц. У некоей Н. Н., фамилия которой им хорошо известна, собирались в квартире человек 30-40. Служил батюшка, фамилия которого им также известна. Чтобы войти, надо постучать по водосточной трубе условным знаком. Любопытно то, что в этом доме жил чекист. Тайноцерковники имели связь с высшими духовными руководителями, старцами, местопребывание которых тщательно скрывалось. Они жили где-нибудь в деревне и притом непостоянно, часто меняя место... В отдаленных окраинах советской России жили благочестивые люди, отказавшиеся от сергиан-ских церквей. Им всем в посылках, например, в коробках с конфетами, посылались Св. Дары из разных центров. Другим привозились и передавались".

Польский,
т. 2, стр.15

1937 год

Признание немецким правительством карловацкого епископа Тихона главой православной Русской Церкви в Германии. Постройка собора на государственные средства.

митр. Евлогий, стр. 646


© Catacomb.org.ua