Огласительные беседы, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена


Посвящается блаженной памяти Митр. Антония (Храповицкого)

Глава 9. О Божестве Святаго Духа.

В. Мы уже не раз упоминали в разговоре имя Святой Троицы, говорили и о Духе Святом, как третьем Лице Божества. Действительно, тайна Божественного триединства самая малодоступная для нас. Как же мы узнаем о бытии и Божестве Святаго Духа? Опять нужно какое-то особое внутреннее откровение?

О. Конечно, и откровение нужно, но оно, скорее всего, малодоступно нам, особенно поначалу. Святые Апостолы прекрасно знали о бытии Духа, хорошо слышали, что Он внушает им, не путали Его голоса ни с каким иным. О Духе Святом они получили высшее возможное человеку опытное знание. Исполнившись Духа Святаго они проповедывали и смогли, спустя довольно продолжительное время, вспомнить и записать евангельские события. Дух же научил их и всему, что нужно было сделать, чтобы основать Церковь, с богослужением, с таинствами, с иерархией.

В. Что же нам делать, если у нас нет такого реального ощущения присутствия Духа?

О. Нужно подлинное очищение сердца от страстей, нужен правильный христианский аскетический подвиг.

Судите сами. Когда Христос явился на земле, Он общался со всякими людьми, в том числе, с законченными грешниками. Видеть Спасителя, слышать Его проповедь, могли все встречные. А тайны Царствия Божия, те истины, которые излагал Спаситель близким ученикам, в том числе и учение о Духе Святом, слышали лишь немногие и только предочищенные сердцем.

Подобно и теперь, внутренний опыт богообщения всякого человека, который только обращается в христианство, касается прежде всего личности Иисуса Христа, нашего Спасителя от греха и смерти. Вместе с ощущением собственной нечистоты, вместе с мучениями совести, вместе с чтением Евангелия, оживает в душе образ Сына Божия, ставшего Человеком для того, чтобы быть доступным для человеков. Божественная же чистота и святыня грешникам недоступна, оттого и познание Отца и Духа сразу не дается даже в том начатке, в каком приоткрывается человеку любовь Христова.

В. Можем ли мы тогда познать о Духе Святом что-либо? И насколько нужно нам это знание?

О. Прежде явления Сына Божия во плоти люди не имели представления ни об Отце, ни о Духе. Именно Сын возвестил нам о них. И раз Он счел нужным открыть нечто, значит это необходимо. Пусть пока вера во Отца и в Духа останется для нас на уровне теоретического знания, на уровне принятия слова евангельского. Со временем Сам Дух научит человека- христианина всему нужному. Только произойдет это тонко, незаметно, постепенно, не так, как было наше обращение ко Христу. Там была жизненная драма, смерть одной жизни и приятие другой. Собственное действие Святаго Духа обычно более тихое.

В. Что же принципиально важного сообщил нам Спаситель о Духе Святом?

О. Прежде всего то, что это иной Утешитель, Который от Отца исходит (Ин. 14, 16; 15, 26). Из этих слов Спасителя следует заключить, что Дух Святый не есть какое-то безличное свойство Сына или Отца, а есть именно действующее Лицо, столь же Божественное и самовластное, сколь и Отец и Сын.

Далее, Спаситель предрек, что Утешитель не может прийти, если Сам Он, Христос не пойдет на крестное страдание (см. Ин. 16, 7). Это тоже очень важное место. Оно свидетельствует о необходимости Крестной Жертвы, точнее о невозможности духовного совершенствования, обожения и вообще какой-либо правильной духовной жизни для человека, не искупленного Сыном Божиим. Как иначе следовало бы понимать слова, что Дух Утешитель не может прийти к ученикам? Разве есть что-либо невозможное для Него Самого, вездесущего и оживляющего всякую живую тварь? Но дело в том, что человеку, не воспринявшему плоды Искупления, не прикоснувшемуся к дарам сострадательной любви Христовой (а без Гефсимании и Креста, конечно, ни один человек не имел бы такой возможности!), невозможно быть открытым и к освящающему действию Духа Святаго.

На основании этих слов Церковь учит, что Дух Святый Сам по Себе исходит от Отца, но в мир, точнее христианам, посылается посредством Сына.

И наконец, очень важно слово Спасителя, что Дух Святый проглаголет за Него Самого нечто, пока еще ученикам недоступное, но вовсе не что-то принципиально новое. Вот эти слова: Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16, 12-14).

В. Что из этого следует?

О. Во-первых, Духу надлежало возвестить очень важные глаголы, которые в час прощальной беседы Христа с учениками, действительно, были совершенно не ко времени. Касались они церковного устроения, церковного предания, аскетического учения, короче, всего того, без чего реальная жизнь христианина в истине и духе была бы просто невозможною. Нам еще предстоит всерьез побеседовать о церковном предании, и вы сами подробно рассмотрите его необходимость и боговдохновенность.

Во-вторых, что не менее важно, Дух Утешитель именно прославит Сына Божия, не только ни в чем не будет противоречить словам Христовым, но сами эти слова новыми золотыми буквами впишет в сердца учеников Христовых.

Теперь-то вы знаете по своему личному опыту, что от слуха до ума расстояние немалое, а от ума до сердца – еще больше? И иногда это расстояние вообще непреодолимо человеческими силами. Услышать просто, схватить умом труднее, а внять сердцем – еще сложнее, если вообще возможно. Так вот эту именно возможность и подает Утешитель. Потому, когда Он прославляет в сердце вашем Христа, перенося познание о Нем из ума в святилище вашего духа, то Самого Утешителя вы и не ощущаете.

В. Да, похоже, что так и есть. Но это только ваше личное толкование приведенных слов Спасителя или вся Церковь так же учит?

О. Когда мы будем говорить о церковных таинствах, то услышим общее учение Церкви о том, что все они совершаются именно Духом Святым, а не как-то иначе. В свое время был долгий спор между Православной и Латинской церквями о необходимости особого призывания Святого Духа на Дары Евхаристии. Православная Церковь - на основании учения тех святых, которые не в пример нам с вами созерцали подлинно Утешителя Духа, - торжественно провозгласила, что именно Дух Святый свершает Таинство Евхаристии. То самое Таинство, в котором в нас вселяется Христос и мы пребываем в Нем. То есть именно Дух Утешитель прославляет в нас Сына Божия, и никак не иначе.

Впрочем ту же мысль непосредственно внушает нам и Апостол: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Надеюсь вам теперь уже не требуется особо разъяснять, что речь здесь идет не о словесном признании Иисуса Господом, а о том самом восклицании Фомы, которое вы имели уже счастье выслушать в своем собственном сердце.

В. Теперь скажите, если ныне непосредственное действие Святого Духа, как вы говорите, доступно к ощущению лишь немногим, особо очищенным сердцам, то почему во времена Апостолов Его явление и снисхождение было столь явно и очевидно буквально для всех христиан, как мы можем видеть из книги Деяний и Апостольских Посланий?

О. Правильнее так скажем: не для всех членов ранней Церкви это действие было ощутительным в одной и той же мере. О различии даров Святого Духа свидетельствует Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам, гл. 12, говоря, что все дары производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Очевидно, речь идет именно о видимых, заметных, ощутимых дарах, а вовсе не о внутренних духовных созерцаниях. Дары эти здесь же и перечисляет Апостол: говорение на неведомых языках, пророчества, исцеления, учительное слово, и т.д. По этим видимым дарам и заметен был Сам их Податель. Подавались эти дары не просто так, а с великой целью: созидания Церкви, причем буквально на пустом месте. Как могли бы Апостолы начать свою проповедь во всех народах, не имея дара языков? Как могли бы без дара пророчества посрамить языческих жрецов и прорицателей, которых тогда было безчисленное множество? Как без дара разумения, без дара вдохновенной молитвы могли бы составить какой-то богослужебный чин, какой-то церковный строй? Притом не какой- то, а правильный, угодный Богу. Без непосредственного видимого действия Духа это было бы совершенно безнадежным делом. Ведь у них не было еще и книг Нового Завета, практически никаких собственно христианских вероучительных источников. У них оставались только личные воспоминания о своем Божественном Учителе и Спасителе, постоянно оживляемые Духом Святым, да Его непосредственное водительство. Даже знание и правильное понимание ветхозаветных пророчеств о Христе недоступно было им, пока Сам Господь не отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 45). И притом им было велено всю вселенную привести ко Господу! Мыслима ли такая задача при таких человеческих средствах к ее достижению, если не было бы особого содействия Святаго Духа?

В. Недаром, видимо, день Сошествия Святого Духа полагают днем рождения Церкви, как я где-то слыхал?

О. Совершенно верно. И нельзя сказать, будто мы теперь оставлены без того же руководства Духа, которым пользовались Апостолы. Они основали Церковь, дали нам Священное Писание и Предание. Все это – суть глаголы Духа, несколько "материализовавшиеся", то есть записанные. Конечно, для того, чтобы и нам теперь ходить по Духу, мало только этого книжного руководства, но оно тем не менее дает нам необходимую основу. Непосредственное же действие Животворящего Духа лишь незаметно кое-в-чем нас подправляет и дает разуметь правильно те глаголы Духа, которыми написано Писание и Предание.

Потому-то, в итоге, современное дыхание Духа истины и непохоже на то дыхание бурно (Деян.2, 2), которое ощутили святые Апостолы в день Пятидесятницы.

В. Понимаю. Значит, дары Святого Духа как бы чуть скрылись от нас за отсутствием той Божественной задачи, которая давалась Апостолам. А не отнялся ли от нас и вовсе Дух Святый? Может быть, то прославление Христа в нашем сердце, о котором мы сказали, совершается просто Божеством Самого Христа? Как это можно самому почувствовать или проверить?

О. Вот видите, как вам самому теперь нужен свой внутренний духовный опыт для проверки любого положения веры! Давно ли еще вы от него сторонились. Не увлекайтесь же такою мистикою. Для того, чтобы собственный духовный опыт был верным, нужно прежде поверить опыту святых Апостолов и святых Отцов – тех людей, которые могли созерцать еще недоступные нам высоты. Духовный опыт обращения ко Христу – это еще ничего особенного, он доступен практически любому искренне кающемуся грешнику. Великое же дело – опыт людей чистых сердцем. Не дерзайте на него прежде очищения от страстей, которое приходит лишь многими скорбями, трудами и болезнями. Многим вероучительным истинам в начале приходится верить на слово. Сказано нам об особом действии Духа, сказано согласно со Священным Писанием – верьте этому и пока довольно с вас.

Духовная область весьма пространна и опасна для людей с нечистым сердцем, каковы все мы. За действия Духа Святого часто принимаются козни духов отверженных. Чтобы избежать их, необходим особый дар Святаго Духа – дар различения духов. Он также приобретается многими трудами и болью, но те святые, кто его приобрели, оставили нам много важных наставлений о признаках действия духов-обольстителей. Впрочем, это не наша тема. Об этом нужно вам самостоятельно читать творения святых Отцов.

Существует некое важное действие Святаго Духа, которое необходимо каждому христианину и при этом вполне доступно и новоначальным. Это совершенно неведомое прежде равнодушие к тем земным благам, которые доселе казались важнейшей составляющей нашей жизни. И вдруг обратившийся ко Христу совершенно ясно ощущает всю тщету и безсмысленность богатства, славы, людского мнения, житейского успеха. Буквально на глазах развенчиваются прежние кумиры; так что христианин сам удивляется, как он мог до такой степени быть привязан ко всему этому тлену и мишуре. Узнаете, о чем я говорю?

В. Кажется, да. Но это тоже чувство довольно мимолетное. Оно было мне как бы приоткрыто, а потом, видимо, плотское мудрование потянуло назад.

О. Ну вот, видите! А вы о высоких состояниях хотите разуметь. Чье же это могло быть действие, коль скоро оно явно не от вашего плотского мудрования, а притом еще тихое, не навязчивое, проверяющее вашу свободу и вашу любовь к своему Искупителю и Его идеалам?

В. Да, видимо, от Духа Божия.

О. А равно и начатки памяти смертной, мысли о посмертных воздаяниях, мысли, подкрепляемые прежде неведомыми вам ощущениями в сердце? Страх вечной муки и надежда неземной сладости? Это все не пустые для вас теперь слова?

В. Не пустые… Но, простите, мне не хочется продолжать эту тему, даже страшно как-то. Это все настолько внутреннее, что я не в состоянии это обсуждать.

О. Правильно, обсуждать такие вещи здесь не место. Но теперь-то ваш вопрос о действии Духа Святого на душу грешника, обращающегося ко Христу, вполне исчерпан?

В. Да, вполне.


© Catacomb.org.ua