Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1928 год.

Лев Регельсон

1928

25 дек. 1927/7 янв. 1928

Письмо митр. Иосифа к ленинградским "непоминающим" с одобрением действий своих викариев. "...Для осуждения и обезвреживания последних действий митр. Сергия (Страгород-ского), противных духу и благу Св. Христовой Церкви, у нас, по внешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений. Пусть эти распоряжения приемлет одна всетерпя-щая бумага да всевмещающий бесчувственный воздух, а не живые души верных чад Церкви Христовой".

/. Снычев
2. Польский

30 дек. 1927/12 янв. 1928

Письмо бывшего настоятеля Московского храма "Никола Большой Крест" (на Ильинке), прот. Валентина Свенцицкого, митр. Сергию о том, что он порывает общение с митр. Сергием, с благословения еп. Гдовского Димитрия (Любимова), с сохранением возношения имени митр. Петра.

"... "Живая Церковь", захватившая власть Патриарха, и Григорианство, захватившее власть Местоблюстителя, и Вы, злоупотребившие его доверием, — вы все делаете одно общее, антицерковное обновленческое дело, причем Вы являетесь создателем самой опасной его формы, так как, отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете фикцию каноничности и Православия. Это более, чем нарушение отдельных канонов!

Я не создаю нового раскола и не нарушаю единства Церкви, а ухожу и увожу свою паству из тонкой обновленческой ловушки: "Да не утратим по малу неприметно той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос освободитель всех человеков" (из 8-го правила 3-го Всел. Собора)".

ЧС-1

4/17 янв.

Письмо еп. Гдовского Димитрия (Любимова), врем. упр. Ленинградской епархией, к отцам настоятелям.

Польский, т. 2, стр. 5

9/22 янв.

Послание еп. Козловского Алексия (Буй), управ. Воронежской епархией, к православному клиру и мирянам Воронежской епархии, об отделении от митр. Сергия.

"...Будучи... облечен высокими полномочиями быть стражем Воронежской Церкви... вполне разделяя мнения и настроения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их..."

Польский, т. 2, стр. 68-69

12/25 янв.?

Постановление митр. Сергия и сергианского Синода о "раздорнической деятельности и учинении раскола и смуты" еп. Димитрием (Любимовым) и еп. Сергием (Дружининым). Запрещение и увольнение еп. Сергия, подтверждение запрещения еп. Димитрия.

Снычев

13/26 янв. или 16/29?

Указ митр. Сергия и сергианского Синода по поводу "раскола" и с призывом к епархиальным архиереям представить свои соображения по поводу будущего Поместного Собора.

1. ЧС-1
2. Снычев

13/26 янв.

Письмо еп. Захария (Лобова) протоиерею Ник. Мих. Н. из марийской ссылки с протестом против действий еп. Виктора (Островидова) от имени 14 марийских ссыльных, в т. ч. четырех епископов — Иринарх (Синеоков), Антоний (Быстрое), Сергий (?) и Захарий (Лобов). "...Скорбим и за себя, ибо и мы задерживаемся в местах ссылок ради непрошенных и совсем неразумных протестантов против митр. Сергия (Страгородского)... Всё канонично и разумно в действиях митр. Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви".

ЧС-1

13/26 янв.

Заявление группы духовенства г. Серпухова во главе с еп. Алексием (Готовцевым) об отделенииении от митр. Сергия.

Снычев

14/27 янв.

Постановление митр. Сергия и сергианского Синода по делу "о раздорнической деятельности еп. Уразовского Алексия (Буй)". Предан архиерейскому суду, запрещен в священнослу-жении и уволен на покой.

ЧС-1

17/30 янв.

Послание митр. Сергия к Петроградской пастве в сязи с "иосифлянским расколом".

митр. Елевферий

19 янв./1 февр.

Резолюция митр. Сергия на письме двадцатки и причта Покровского Гатчинского храма (Ленинград) по вопросу о правоверии Заместителя. "Всякие обвинения меня в предательстве Церкви, в измене Православию, в потаенном вводительстве обновленчества и подобном — все это ложь".

1. Снычев
2. ЧС-2

24 янв./6 февр. ?

Письмо бывшего Заместителя Патр. Местоблюстителя арх. Угличского Серафима митр. Сергию с призывом вернуться на путь Истины.

"...Полугодовой срок, протекший со дня издания Вами декларации... показал... что Ваша уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона совершенно несбыточна и никогда не может при настоящих условиях перейти в действительность... Факты... свидетельствуют, что еще труднее стало жить Православным верующим людям.

...Как много появилось новых страдальцев, которых страдания еще более усугубляются сознанием того, что эти страдания явились следствием Вашей новой церковной политики".

1. ЧС-1
2. Церк. Вед.,
1928, № 5-6
3. митр. Елевферий,
"Неделя в Патриархии"

24 янв./6 февр.

Обращение к митр. Сергию от пяти епископов: митр. Ярославского Агафангела (Преображенского), архиеп. Серафима Угличского (Самойловича), викария Ярославской епархии, митр. Иосифа (Петровых), архиеп. Варлаама (Ряшенцева), бывш. Пермского, врем. упр. Любимским викариатством, еп. Евгения (Кобранова) Ростовского, викария Ярославской епархии с сообщением об отделении от него и отказе признать за ним и его Синодом права на Высшее управление Церковью.

"...По Вашей программе начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному... Лояльное отношение к гражданской власти... не обязывает чад Церкви к добровольному отказу от тех прав свободного устроения внутренней религиозной жизни церковного общества, которые даны ему самою же гражданскою властью (избрание общинами верующих себе руководителей).

Наместо возвещенной Христом внутрицерковной свободы Вами широко применяется административный произвол, от которого много терпела Церковь и раньше.

По личному своему усмотрению Вы практикуете бесцельное и неоправдываемое перемещение епископов, часто вопреки желанию их самих и их паствы, назначение викариев без ведома епархиальных архиереев, запрещение неугодных Вам епископов в священнослужении и т. п.".

Основной мотив отделения: "...Почитая священным долгом своим охранять чистоту Св. Православной веры и завещанную Христом свободу устроения внутренней религиозной церковной жизни, в целях успокоения смущенной совести верующих, за неимением иного выхода из создавшегося рокового для Церкви положения", отделяемся и т. д.

1. Церк. Вед.,
1928, № 7-8
2. Сб. док.

26 янв./8 февр.

Послание митр. Иосифа к Ленинградским викариям, пастырям и верующим Ленинграда с сообщением о том, что он берет на себя возглавление Ленинградской епархии.

Снычев

28 янв./10 февр.

Письмо митр. Сергия митр. Агафангелу с мольбой о сохранении общения.

"...Мы с Вами подошли уже к той черте, у которой все земные ценности и всякие земные счеты теряют свою абсолютную значимость, и остается только одно: дать добрый ответ на судище Христовом... Ни веры святой мы не предаем, ни от свободы церковной не отрекаемся и не намерены отрекаться... Я всегда готов передать Вам полномочия, лишь только будут у меня в руках достаточные к тому основания. И в 1926 г. я не передал Вам этих полномочий только потому, что, после Вашего Пермского воззвания, я получил от митрополита Петра (Полянского) совершенно определенное письменное указание, что он продолжает считать себя законным Местоблюстителем и меня обязывает оставаться в должности Заместителя". (Ложь — смотри резолюцию и письмо митр. Сергия от 31 мая/13 июня 1926 г., где он отказывается подчиниться митр. Петру в его распоряжении передать власть митр. Агафангелу).

1. ЧС-1
2. Снычев

28 янв./10 февр.?

Журнальное постановление № 38 митр. Сергия и сергианского Синода по делу "о раздорнической деятельности" митр. "Одесского" Иосифа и еп. Иерофея (Афоника) "быв. Никольского".

ЧС-1

1/14 февр.?

Письмо викария Ленинградской епархии, еп. Николая (Клементьева), к О.Ф.Б. против иосифлян. Обвинение митр. Иосифа в своекорыстии, поскольку последний отделился от митр. Сергия не сразу после "Декларации", а после перемещения митр. Иосифа с кафедры.

"...Теряет ли Церковь вообще, или священноначалие в частности, свою чистоту и правду от своих заявлений покорности и содействия безрелигиозной власти — великий вопрос, который, независимо от осложнений личной борьбы и действующих лиц, ставится жизнью и совестью людей и, конечно, когда-нибудь найдет свое решение... В худшем случае, надо думать, что митр. Сергий (Страгородский) добросовестно заблуждается, а не сознательно предательствует. Лично я оцениваю его действия так: понятие "общества" (Церковь в Её человеческой половине) и народа шире понятия государства и власти — отсюда в конституциях вполне понятны и допустимы любовь к отечеству (народу и Церкви) и вражда к другим партиям, как органам управления... Наши архипастыри и пастыри не противились законодательству советской власти в церковных делах до обращения митр. Сергия, по совести стараясь исполнять инструкции, не соответствующие канонам, и за это их не осуждали..."

Снычев

1/14 февр.?

Письмо митр. Иосифа еп. Димитрию (Любимову), в котором сообщается, что от митр. Сергия отделилось 26 епископов.

митр. Елевферий,
"Неделя в Патриархии"

Зима (1928)

Встреча в пос. Полой (Красноярский край) едущего в ссылку митр. Кирилла с еп. Дамаскином (Цедриком). Обсуждение ими церковных событий, личная дружба иерархов. Еп. Дамас-кин еще до этого написал около 150 частных писем по поводу "декларации" митр. Сергия, послав их со своим келейником.

Польский,
т. 1, стр. 160

2/15 февр.

Письмо бывшего соловчанина, прот. Иоанна Шастова, митр. Сергию, с утверждением, что поддержали "Декларацию" и осудили действия еп. Димитрия (Любимова) соловецкие епископы: арх. Иларион (Троицкий), арх. Прокопий (Титов), арх. Амвросий (Полянский), арх. Евгений (Зернов), арх. Петр (Зверев), арх. Глеб (Покровский) и др.

1. ЧС-1
2. Снычев

Февраль

Ссылка арх. Серафима и митр. Иосифа из Ярославской области соответственно в г. Могилев и в г. Устюжны.

Снычев

28 февр./12 марта

Письмо еп. Шлиссельбургского и Детскосельского Григория (Лебедева) митр. Сергию с просьбой о своем увольнении на покой, "так как линия моего церковного поведения и руководства в направлении укрепления единства Церкви вне ориентировки на личности учитывается Вами как ошибочная, а я считаю ее, в условиях данного момента здешней церковной жизни, единственно мудрой, и так как результаты этой линии расцениваются Вами как углубление смуты..."

ЧС-1

28 февр./12 марта

Послание к пастырям еп. Виктора (Островидова) по поводу соблазнительной деятельности митр. Сергия.

Польский,
т. 2, стр. 76-77

Февраль

Открытое письмо еп. Павла (Кратирова) — "Наши критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия".

Польский, Польский, т. 2

2/15 февр.?

Письмо (на денежном переводе) неизвестному адресату митр. Ташкентского и Туркестанского Никандра (Феноменова): "Печально, что еп. Виктор самочинствует. Печально, что его самочинству следуют другие..."

Февраль — март?

Принятие сторонниками митр. Иосифа документов с каноническим обоснованием своего отделения от митр. Сергия. Основные доводы: невозможность устранения правящего епископа (митр. Иосифа) "прежде соборного рассмотрения", которого не было (Двукр. Соб., пр. 14); 15-е пр. Двукр. Соб. говорит о Патриархе, прав которого митр. Сергий не имеет;

митр. Сергий не имел права вторгаться в управление епархией без согласия правящего архиерея (митр. Иосифа), 8-е пр. 3-го Всел. Соб., Антиох. 9-е, Карфаг. 64,67; не имел права поставлять викарных епископов без согласия митр. Иосифа и посылать нового митрополита (Серафима Чичагова), пока прежний еще жив, 6-е пр. 1-го Всел. Соб., 16-е пр. Двукр. Соб.;

невозможность поминать на одном месте двух имен: митр. Петра и митр. Сергия;

"...насильственные переводы епископов из одной епархии в другую правилами строго воспрещается, даже в случае, если бы клир и народ не принимали епископа (Ап. пр. 36), чего в отношении митр. Иосифа нет, или даже если бы было непреодолимое препятствие к принятию епископом управления епархией (6-го Всел. Соб. пр. 37)";

"...указывают на примеры принудительных переводов епископов с одной кафедры на другую в прежнее время. Но когда бывало, чтобы переводили одновременно свыше 40 епископов,

притом даже без их ведома? И бывали ли примеры, чтобы переведенный все-таки не давал согласия и не ехал, а требовал соборного рассмотрения своего дела? А если и бывали подобные примеры, то они никогда не считались нормальными";

"...Церковь Православная — Соборная (ср. 37 пр. Свв. Ап.), митр. Сергий (Страгородский) управляет Ею единолично и совершенно произвольно. Организация "Синода" и выбор членов его без совета с другими епископами; запрещение епископов в священнослужении без Собора, на что не дерзал даже и Святейший Патриарх Тихон и т. д.".

"...В этом усматривается уже нарушение догматического учения о Святой Церкви ("Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь")".

Снычев

20 февр./4 марта

Отделение от митр. Сергия в Вятской епархии еп. Яранского Нектария (Трезвинского) и еп. Илариона (Бельского) (видимо, в ссылке, т. к. последняя известная его кафедра — еп. Поречский, вик. Смоленский, по словарю митр. Мануила, а Снычев кафедру не указывает. — Л. Р.).

Снычев

2 марта?

Послание митр. Иосифа ленинградской пастве о том, что архипастыри Ярославской церк. области отделились от митр. Сергия, и он, приняв в этом участие, признает тем самым прежние распоряжения митр. Сергия не имеющими силы, требует канонически правильного решения судом епископов вопроса о переводе и до этого суда не считает себя вправе предоставить вверенную ему паству "произволу" "церковных администраторов", не пользующихся доверием, поручает временное управление епархией еп. Димитрию (Любимову), просит еп. Григория (Лебедева) продолжить управление Александро-Невской лаврой, призывая возносить свое имя (митр. Иосифа) за богослужением, несмотря на невозможность для него приехать в Ленинград.

митр. Елевферий
"Неделя в Патриархии"

1/14 марта

Письмо митр. Сергия "к какому-то недоумевающему о. протоиерею" по поводу своих канонических прав: "...Св. Патриарх все права и обязанности Патриарха передал митр. Петру (Полянскому), (которого, в сущности, правильнее было бы называть не местоблюстителем, а и.д. Патриарха), а последний без всяких ограничений передал эти права мне..."

1. Письмо митр. Кирилла
28.10/30.10 1929 г.
2. митр. Елевферий,
"Неделя в Патриархии"

14/27 марта

Постановление сергианского Синода о запрещении восьми архиереев, в т. ч. митр. Иосифа, митр. Серафима и др., кроме митр. Агафангела.

Снынев

16/29 марта

"Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного при нем Патриаршего Синода".

Изложение основных пунктов обвинений, предъявленных митр. Сергию и сергианскому Синоду отделившимися архиереями и ответы на эти обвинения.

Изложение основных обстоятельств, связанных с заместительством митр. Сергия (факт неподчинения митр. Петру в передаче власти митр. Агафангелу скрыт — см. резолюцию и письмо от 31 мая/13 июня 1926 г. — Л. Р.).

"..Патриаршим Местоблюстителем является митр. Крутицкий Петр (Полянский), а его законным, по преемству власти, Заместителем — митр. Нижегородский Сергий". ("Преемство власти" — выражение крайне двусмысленное, заместитель мыслится только как исполнитель воли назначившего его первоиерарха, но отнюдь не как самостоятельный носитель власти — Л. Р.).

По поводу незаконного создания Временного Патриаршего Синода. Отмечая, что согласно решениям Собора 1917-1918 гг. Св. Синод избирается Собором, а не назначается Патриархом, "Деяние" указывает, что потому митр. Сергий и создал лишь временный Синод, до Собора. Ссылка на практику Св. Патриарха Тихона и Константинопольского Патриарха в отношении создания при себе Синода из приглашенных лиц.

Утверждение, что митр. Петр "без всяких ограничений передал эти права и обязанности митр. Сергию". (Митр. Петр этого не делал и не мог делать — Собор 1917-1918 гг. наследования власти не устанавливал — Л. Р.).

По поводу лояльного отношения к власти утверждается, что Декларация митр. Сергия ничем не отличается принципиально от заявлений подобного рода митр. Петра и самих отделившихся от митр. Сергия иерархов. Слова о "радостях и неудачах" относятся только к внешнему благополучию или, наоборот, бедствиям народной жизни, но не к распространению неверия, т. к. сказано "мы хотим быть Православными". (Это двусмысленное место "Декларации" может быть понято как призыв к духовному единению с властью, а не только к лояльности — Л. Р.).

По поводу перемещений указывается, что ему подвергались только епископы, лишенные возможности управлять своими епархиями (здесь проводится мысль, что функции правящего епископа — чисто административные и при аресте или ссылке сохранение за ним кафедры теряет всякий смысл. Но если митр. Сергий сохранял возношение имени ссыльного митр. Петра, то следовало по той же логике возносить имена всех ссыльных и заключенных правящих архиереев и всем им назначить временных заместителей — Л. Р.).

По поводу перемещения митр. Иосифа утверждается, что последнему следовало бы возражать и против его назначения на Ленинградскую кафедру митр. Сергием, если он не признает права митр. Сергия на перемещение епископов. (Назначение митр. Иосифа произошло на пустующую кафедру по избранию и настойчивым просьбам верующих, без возражений со стороны последнего или каких-либо архиереев. Другое дело — перемещение епископа против его воли и воли церковного народа или без ведома перемещаемого, ввиду его отсутствия, в чем и обвиняется митр. Сергий — Л. Р.).

Ссылка на молчаливое подчинение Церкви воле императоров, изгонявших и назначавших Патриархов, случай со св. Иоанном Златоустом. (Назначение и удаление церковных иерархов гражданской властью — это прямое насилие, с которым Церковь обычно мирилась. Совсем другое дело — такое насилие со стороны одного из церковных же иерархов, так что пример к делу не относится, ибо советская власть не претендовала на прямое назначение или запрещение епископов — Л. Р.).

Анализ канонов, позволяющих в исключительных случаях переводы правящих епископов по решению епископского Собора, утверждение, что Синод при митр. Сергии и является таким епископским Собором. ((Несколько неавторитетных епископов, подобранных из большого числа архиереев — какой же это "Собор"? — Л. Р.).

Основания для введения молитвенного поминания властей, примеры из практики древней Церкви — очень подробно.

Обвинение отделившихся епископов в учинении церковного раскола, на основании канонов, относящихся к власти митрополита или Патриарха. (Каноны эти к делу не относятся, т. к. митр. Сергий не есть Первоиерарх, а от Первоиерарха — митр. Петра — никто и не отделялся. — Л. Р.).

Приводятся письма некоторых ссыльных епископов, признавших митр. Сергия и одобривших его действия (все документы отмечены в настоящем Приложении — Л. Р.).

ЧС-1

25 марта/7 апр.

Письмо митр. Агафангела митр. Сергию по поводу обвинения в расколе и просьбы пересмотреть решение об отделении.

Отвергаются обвинения в расколе, поскольку "...мы ни одним словом не обмолвились, что отделяемся от Вас по разномыслию в вере, тайнодействии и молитве, а только в порядке административного управления, и притом до определенного, назначенного в конце заявления, времени".

Указано, что пересмотр решения будет возможен только по возвращении в Ярославскую епархию арх. Серафима.

Выражено несогласие с попыткой митр. Иосифа объединить вокруг себя всю оппозицию.

ЧС-1

Апрель

Письмо митр. Сергия митр. Агафангелу с утверждением, что административный разрыв с ним, митр. Сергием, равносилен разрыву с "Первым епископом" и означает раскол ("самочинное сборище") и повлечет за собой канонические санкции.

/. ЧС-1
2. Снычев

28 марта/ 10 апр.

Письмо митр. Новгородского Арсения митр. Сергию о том, что его недовольство некоторыми действиями митр. Сергия не дает повода обвинять его в расколе, т. к. действия митр. Иосифа и митр. Агафангела он не одобряет.

1. ЧС-1
2. Снычев

29 марта/ 11 апр.

Постановление № 76 митр. Сергия и сергианского Синода по делу "о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вятском и Воронежской епархиях" — увольнения и запрещения архиереев.

По поводу поднятого митр. Агафангелом вопроса об административной власти: "административная власть епископа, а в данном случае Первоиерарха, зависит от его духовной власти, полученной им при хиротонии". И далее: поскольку митр. Сергий этой духовной власти не лишен, т. к. не был низложен церковной властью, то неподчинение ему... и т. д. (В данном случае речь идет о том, является ли митр. Сергий Первоиерархом, а вопрос о духовной власти, полученной им при хиротонии, как и любым другим епископом, к делу никакого отношения не имеет. — Л. Р.).

Преданы архиерейскому суду, запрещены в священнослужении и уволены на покой: митр. Иосиф (Петровых), еп. Иерофей (Афоник), еп. Евгений (Кобранов), арх. Серафим (Самойлович), арх. Варлаам (Ряшенцев). Последнее предупреждение митр. Агафангелу с угрозой запрещения.

ЧС-1

Апрель

Письмо митр. Иосифа к Тучкову с просьбой снять возводимые на него обвинения и разрешить въезд в Ленинград (разрешение не получено).

Снычев

Апрель

Арест и ссылка еп. Виктора (Островидова).

Снычев

27 апр./10 мая?

Письмо митр. Агафангела, еп. Евгения (Кобранова) Ростовского и арх. Варлаама (Ряшенцева), упр. Любимским вакариатством, о том, что они не порывают молитвенного общения с митр. Сергием, не отрицают принципиально его власть, как заместителя Местоблюстителя, раскола не учиняют, но распоряжения, смущающие религиозную совесть и, по убеждению пишущих, нарушающие каноны, выполнять не могли и не могут, иноепархиальных епископов, клириков и мирян в общение не принимают и направляют к митр. Сергию.

(Невыполнение распоряжений выражается прежде всего в том, что арх. Варлаам и еп. Евгений продолжают занимать свои кафедры, несмотря на увольнение митр. Сергием. — Л. Р.).

ЧС-1

17/30 мая?

Постановление № 110 митр. Сергия и сергианского Синода по делу Ярославской группы. Снятие запрещений с арх. Варлаама и еп. Евгения. Попытка интерпретировать решение Ярославских епископов как согласие на "административно-каноническое подчинение Заместителю с Синодом". По поводу пункта о "невыполнении распоряжений" выражено сожаление, что это отнимает надежду на "устранение произведенного соблазна", но, имея в виду "поспешность, с какою писалось это заявление", и "устные дополнения" в беседе с арх. Иувеналием (Масловским) и прот. Воробьевым, признать, что Ярославские архиереи выразили полный отказ от своего послания от 24.I/ 6.II 1928 г. и согласие на "административно-каноническое подчинение митр. Сергию и Синоду".

(Основное — ярославские епископы оставили за собой свободу выполнения или невыполнения распоряжений митр. Сергия, прежде всего о запрещениях епископов, поэтому нельзя говорить об "административно-каноническом подчинении". — Л. Р.).

ЧС-1

Май

Открытое письмо еп. Павла (Кратирова) Ялтинского: "О модернизированной Церкви или о Сергиевском православии".

Польский,
т. 2

10/23 июня?

Рапорт прот. Воскресенской церкви г. Майкопа еп. Феофилу (Богоявленскому) Кубанскому и Краснодарскому о своем запросе митр. Агафангелу по поводу канонического воссоединения последнего с митр. Сергием и получении положительного ответа.

ЧС-1

Июнь?

Послание арх. Серафима (Самойловича) из Буинического Свято-Духова монастыря Могилевской епархии с обвинением митр. Сергия в тяжком грехе "увлечения малодушных и немощных братии наших в новообновленчество".

/. "Царек. Вестник",
46, Белград, 1928
2. митр. Елевферий
3. Польский, т. 2, стр. 16

8/21 июля

Письма арх. Илариона (Троицкого) из Соловков частным лицам с осуждением действий отделившихся от митр. Сергия.

"...Возьмите деятельность хотя бы Синода с 1721 по 1917 г.г. Там, пожалуй, было больше сомнительного, и однако ведь не отделялись"..

По поводу переводов епископов: "...Что и других переводят, так что ж делать, поневоле делают, как им жить дома нельзя. Допрежде по каким пустякам должность меняли и еще рады были, а теперь заскандалили".

Снычев

24 июля/6 авг.?

Письмо митр. Иосифа еп. Димитрию (Любимову) по поводу "воссоединения" ярославской группы с митр. Сергием. (Основной пункт в позиции ярославской группы — свобода выполнения или невыполнения распоряжений митр. Сергия — остается неизвестным митр. Иосифу и его сторонникам — Л. Р.).

Резкие выражения в адрес ярославских епископов: "дезертиры", "изменники", "предатели".

Снычев

Сентябрь — октябрь?

Кратковременный перевод митр. Петра (Полянского) в Тобольск. Свидание в Тобольской тюрьме с Тучковым. Предложение отказа от местоблюстительства как условия освобождения. Подтверждение митр. Петром своего намерения оставаться Местоблюстителем. Продление срока ссылки на три года и возвращение митр. Петра в зимовье Хэ. Тяжелое состояние здоровья митр. Петра.

1. ЧС-2
2. Дейбнер

3/16 окт.

Кончина митр. Агафангела.

Снычев

28 ноября/11 дек.

Продолжительная беседа вернувшегося из ссылки еп. Дамаскина (Цедрика) с митр Сергием.

"...Если издали я еще предполагал возможность данных, коими бы оправдывалось поведение его, то теперь и эти предположения рушились", — писал еп. Дамаскин об этом свидании.

"...На мои два вопроса, — писал он митр. Сергию, — 1) считаете ли Вы, что решение Ваше является голосом соборного иерархического сознания Российской Церкви, и 2) имеете ли Вы основание считать Ваш личный авторитет достаточным, чтобы противопоставить его сонму маститых иерархов, совершенно не разделяющих Вашу точку зрения, — Вы не дали ответа".

Польский: "В посланиях к народу еп. Дамаскин подчеркивает упорство, с каким митр. Сергий продолжает игнорировать мнение... иерархов, несогласных с его курсом, как и голос возмущения верующих масс".

"...Неисчислимы, бесконечно тягостны внутренние последствия декларации этой продажи первородства Истины за чечевичную похлебку лживых и неосуществимых благ", — писал еп. Дамаскин.

(Писем и посланий еп. Дамаскина у нас нет. — Л. Р.).

Польский, т. 1, стр. 160-161


Дополнительно по данному разделу:
«Милость Моя исцелит тебя…»
Индульгенции в истории Греческой Церкви
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru