Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1924 год.

Лев Регельсон

1924

31 дек./13 янв.

"Разъяснение" Петроградского прокурора с категорическим запрещением поминать на богослужении имя Патриарха Тихона.

Три основных течения среди "тихоновцев" в Петрограде:

1) поминающие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (без имени);

2) поминающие Патриарха Тихона, с полным именем и титулом;

3) поминающие одного епископа Мануила.

Левитин, т. 2

Конец января

Прибытие еп. Мануила в Москву для беседы с Тучковым о делах в Петроградской епархии.

"...С такими архиереями, как вы, не разговаривают, таких архиереев к стенке ставят, — перебил его на первом же слове Тучков.

— Вы это сознательно говорите? — спросил его епископ Мануил.

— Да.

— В таком случае мне с вами не о чем разговаривать, — сказал еп. Мануил и вышел из кабинета.

Перейдя через дорогу, он прошел затем в Наркомат Юстиции, который помещался тогда с другой стороны Лубянки, и принес им официальную жалобу на ГПУ. Красиков, работник
Наркомата, заведовавший церковными делами, внимательно выслушал владыку, поблагодарил за то, что он обратился в Наркомат, и обещал принять меры. В тот же день епископ
Мануил вернулся в Ленинград".

Левитин, т. 2

20 янв./2 февр.

Арест в Петрограде, по указанию выехавшего туда Тучкова, епископа Мануила и около сотни человек, которым приписывалось участие в тайной организации. Еп. Мануил — три года высылки на Соловки.

Левитин и Шавров: "Период "мануиловщины" вошел в историю Русской Церкви как период великого религиозного народного движения, как прообраз тех великих религиозных движений, которым предстоит еще в будущем обновить и преобразить Святую Церковь и весь мир".

Левитин, т. 2

2/15 янв.

Постановление Патриарха Тихона и Патриаршего Синода о непризнании каноничности обновленческой иерархии.

ЧС-1, "Обновленцы.."
Затворник А., Уфа, 1927

2/15 янв.

Постановление Патриарха Тихона об увольнении с кафедры сев.-америк. митр. Платона (Рождественского) за "контрреволюционные выступления", направленные "против Совет
ской власти" и "пагубно отражающиеся на Православной Церкви". Предложение митр. Платону прибыть в Москву, в распоряжение Патриарха. Подписали: Патр. Тихон, арх. Тихон (Оболенский), арх. Серафим (Александров), арх. Петр (Полянский).

1. Известия, 1924, 22 янв.
2. ЖМП, 1934, № 18-19
(там дата указа —
3/16 янв. 1924г.)

11/24 янв.

Обращение Патриарха Тихона и членов Патр. Синода в советскую прессу в связи со смертью председателя Совнаркома В. И. Ульянова (Ленина).

"Прошу через Вашу газету выразить Мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянова (Ленина)".

1. Сб. док.
2. Левитин, т. 2

19 янв./1 февр.

Нота о признании де-юре Советского правительства, принятая на первом заседании нового британского кабинета рабочей партии, победившей на выборах.

Милюков, т. 1, стр. 337 — 352

25 янв./7 февр.

Нота итальянского премьера Муссолини, оспаривавшего свой приоритет в признании де-юре Советского правительства. (Муссолини поставил этот вопрос еще в ноябре 1923 г.).

Милюков, т. 1, стр. 337

29 янв./11 февр.

Ответная нота Советского правительства, признающая приоритет Муссолини в признании де-юре Советской власти.

Милюков, т. 1, стр. 337

Февраль

Подготовка переговоров Советского правительства с британским правительством о торговле и кредитах.

8/21 марта

Постановление Президиума ЦИК СССР о прекращении дела гр. Белавина и др.

"Принимая во внимание, что гр. Белавин В. И., бывший Патриарх Тихон, публично раскаялся в своих контрреволюционных выступлениях против власти рабочих и крестьян, что среди широких масс рабочих и крестьян проявляется усиленная тяга от религиозных суеверий в сторону науки и просвещения, что тем самым влияние так называемой Православной Церкви на широкие массы рабочих и крестьян решительно ослаблено и что, вследствие этого, гр. Белавин, бывший Патриарх Тихон, и привлеченные с ним граждане не могут быть опасными для Советской власти, Президиум ЦИК Союза ССР постановил:

дело по обвинению граждан Белавина В. И. (быв. Патриарха Тихона), Феноменова И. Г., Стадницкого А. Г., Гурьева В. А. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 62 и 119 Уг. кодекса РСФСР — производством прекратить".

Известия, 1924, 22 мар. № 67

8/21 марта

Постановление Президиума ЦИК о замене гр. Яну Гиацинтовичу Цепляку десятилетнего лишения свободы со строгой изоляцией — высылкой за пределы СССР.

Известия, 1924, 22 мар. № 67

Март

Беседа Патриарха Тихона с корреспондентом "Известий" по поводу прекращения судебного дела.

"...Сотрудник РОСТА посетил в Донском монастыре быв. Патриарха Тихона...

..Тихон еще не знал о решении Президиума ЦИК СССР. Прочтя постановление, он встал, перекрестился и сказал:

"Передайте Советскому правительству и Президиуму ЦИК СССР глубокую благодарность, как от меня, так и от моей паствы, за такое милосердное отношение к моей деятельности. Правительство может быть вполне уверено, что оно найдет во мне лояльного гражданина Советского Союза, добросовестно выполняющего все декреты и постановления гражданской власти".

В дальнейшей беседе Тихон опровергает сообщение газеты "Накануне" о том, что с ним был удар. Врачи, лечившие его, нашли у него нефрит (болезнь почек) и предписали избегать переутомления. Касаясь планов своей дальнейшей деятельности, Тихон сказал, что он займется теперь организационной стороной своей Церкви, считая, что рамки советского законодательства дают для этого широкий простор...

Относительно примирения с Синодом и той частью духовенства, которая стоит за ним, Тихон говорит, что его точка зрения на этот вопрос не изменилась: он по-прежнему ждет покаяния от Синода и молится о том, чтобы Бог вразумил и смягчил сердца его членов".

"В беседе с сотрудником РОСТА управляющий тихоновской Московской епархией архиепископ Крутицкий Петр сказал, что на днях будут отслужены благодарственные молебны по поводу милосердного отношения советской власти к Патриарху Тихону".

Известия 1924, 23 мар. № 68

24 марта/6 апр.

Послание Патриарха Тихона по поводу отделившейся Украинской Церкви, с принятием на себя управления ею.

"Второй съезд ВВЦС", М., 1927

28 марта/10 апр.

Циркуляр НКЮ о сохранении силы за циркуляром НКЮ № 254 от 25.11/8.12 1923 г. (о запрещении поминовения Патриарха Тихона): "разъясняется, что постановление ЦИК СССР по делу гр. Белавина основано на праве частной амнистии, а не на отсутствии состава преступления в действиях Белавина вообще, а потому нет никакого основания считать, чтобы циркуляр № 254 1923 г. утратил силу".

"Еженедельн. Сов. Юстиции",
1924,
16

1/14 апр.

Первое заседание англо-советской торговой конференции.

Милюков, т. 1, стр. 339

2/15 апр.

Послание Патриарха Тихона о запрещении в священнослужении и предании церковному суду обновленческих иерархов: арх. Евдокима (Мещерского) и еп. Антонина (Грановского).

"...Болея сердцем о заблудших и ушедших от Православной Церкви на страну далече, Мы долго ждали, не проснется ли совесть у этих несчастных, не пойдут ли они по пути покаяния и пред Церковью, нешвенную ризу которой они произведенной смутой раздрали, и пред Нами, и не предпринимали решительных мер к осуждению главарей раскола...

...(Но они) не только не приносят покаяния, но и с большим озлоблением, и устно и письменно, выступают против Меня, как Главы Поместной Церкви, и против архипастырей и пастырей, обвиняя всех в небывалых преступлениях и против Советской власти, и против Церкви.

Бывший Нижегородский архиепископ Евдоким (Мещерский) клевещет, якобы Я, изменяя Православию, веду переговоры с Римским Папой об унии, обманывает верующих, сообщая, якобы Восточная Церковь, в лице Константинопольского Патриарха Григория VII, а равно и представителей других Восточных Патриархов, находящихся в Москве, давно порвала со Мною всякое общение ("Известия", № 76 от 2 апр. 1924 г.), и тем еще более поддерживает смуту и раскол; поносит Меня, как Первосвятителя Русской Церкви, забыв и 55-е правило Св. Апостолов, и благословенных Богом Сима и Иафета, уподобляясь осужденному Господом Хаму.

К сведению верующих и в обличение неправды архиепископа Евдокима (Мещерского) сообщаем, что послание Вселенского Патриарха Григория VII о введении на востоке нового стиля доставлено Нам и адресовано на Наше имя представителем Вселенского Патриарха Саккелионом Василием".

ЧС-1

Март—апрель

Приезд В. Д. Красницкого в Донской монастырь и переговоры с Патриархом Тихоном ("его здесь уже ожидали — всё было заранее согласовано с Тучковым").

Левитин, т. 2

6/19 мая

Заявление В. Д. Красницкого на имя Патриарха:

"Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси.

Ваше Святейшество!

Милостивый Архипастырь. Отец!

Прилагая при сем обращение к членам основанной мною группы православного белого духовенства и мирян — "Живая Церковь", прошу Ваше Святейшество принять меня и моих собратьев, которые пожелают последовать моему примеру, в молитвенно-каноническое общение и благословить потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора в организующемся при Вашем Святейшестве Церковном Управлении, покрыв своей архипастырской любовью все, чем я прегрешил в период церковно-обновленческого движения.

Российской Православной Церкви протопресвитер Владимир Красницкий, председатель ЦК группы "Живая Церковь".

Известия, 1924, № 147

6/19 мая

Резолюция Патриарха Тихона на заявлении В. Д. Красницкого:

"Ради мира и блага церковного, в порядке Патриаршей милости, согласен принять в общение протопресвитера В. Красницкого. Священному Синоду предлагаю обсудить вопрос о включении его в состав образуемого Высшего Церковного Совета".

Левитин и Шавров: "Майское соглашение последовало тотчас после прекращения дела Патриарха.

— Не было ли здесь какой-либо связи? — задал один из авторов этой работы вопрос Красницкому в 1934 году.

— Еще бы... — улыбаясь сказал Владимир Дмитриевич".

1. Известия, 1924, № 147
2. Левитин, т. 2

8/21 мая

Постановление Патриарха Тихона и Синода (митр. Тихон, митр. Серафим, митр. Петр) о сформировании Высшего Церковного Управления в составе:

Св. Синод: митрополиты Сергий Нижегородский, Кирилл Казанский, Тихон Уральский, Серафим Тверской, Петр Крутицкий, архиепископы Нафанаил Харьковский, Димитрий Томский, Павел Вятский, Григорий Екатеринбургский, Евгений Благовещенский, Иосиф Одесский, епископ Серафим Орловский.

Высший Церковный Совет: митр. Тихон Уральский, митр. Серафим Тверской, митр. Петр Крутицкий, протопресвитер В. Красницкий (ЖЦ), прот. А. Смирнов, прот. Иоанн Артоболевский (ЖЦ), прот. Василий Виноградов (ЖЦ), прот. В. Неелов (ЖЦ), прот. Василий Архангельский (ЖЦ), прот. Д. Боголюбов, прот. Любимов, архим. Анемподист, мирянин А. Рахманов, мирянин В. Белочинов (ЖЦ), заместители — миряне Грачев и Апарников.

/. Известия, 1924, №- 147
2. ВСС, 1925, № 3

16/29 мая

Публикация воззвания Патриарха Тихона о подготовке Поместного Собора и организации Епархиальных Советов с участием бывших членов группы "Живая Церковь".

"...В состав означенных епархиальных советов следует избрать представителей духовенства и мирян епархий, как доселе твердо стоявших на канонических основах Поместного Собора 1917-18 гг., так и вошедших ныне в общение с нами лиц, состоящих в революционной группе православного белого духовенства и мирян "Живая Церковь".

Список избранных лиц надлежит представить на Наше одобрение и местным органам власти для регистрации по закону".

Известия, 1924, 29 мая

23 апр. /6 мая

Постановление Вселенского Патриарха Григория VII об "отстранении" Патриарха Тихона от управления Русской Церковью, о признании обновленческого Синода и о направлении делегации в Москву для расследования.

Известия, 1924, 1 июня

19 мая/1 июня

Публикация в печати сообщения представителя Константинопольского Патриарха архим. Василия Димопуло о постановлении от 6 мая. Свидетельство архим. Василия о том, что "это постановление является результатом неоднократных советов Константинопольскому Патриарху со стороны восточных Патриархов и, в частности, сербского Патриарха".

Известия, 1924, 1 июня

Июнь

Ответное послание Патриарха Тихона Вселенскому Патриарху о внутрицерковных делах в России с возражениями против его позиции.

"...В инструкции членам миссии одним из главных пунктов является пожелание Вашего Святейшества, чтобы я, как Всероссийский Патриарх, ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал Собою, немедленно удалившись от управления Церковью, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, Патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах, в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения. Дается и определенная инструкция комиссии, на какие течения она должна опираться.

Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела Автокефальной Русской Церкви..."

Сб. док.
2. Церк. вед., 1925, № 7-8

10/23 июня

Открытие обновленческого "Предсоборного Совещания" (перед Вселенским Собором, назначенным на 1925 год после Пасхи в Иерусалиме).

Число делегатов — 400, в т. ч. 83 епископа, из них — около 40 старого поставления. Председатель — митр. Евдоким.

Участие представителей Константинопольского и Александрийского патриархатов.

Избрание Константинопольского Патриарха Григория VII почетным председателем Совещания.

Приветствия от Григория VII, от Грузинской, Сербской, американских церквей и др. "Письменных и телеграфных приветствий к Предсоборному Совещанию, полученных из России и других стран, оказалось так много, что невозможно было всё прочесть".

Из приветствия Совещания Советскому правительству:

"...Великое Российское Предсоборное совещание отмечает перед церковно-общественным русским и зарубежным миром, что всем этим оно обязано принципам советской государственности, предоставившей впервые за всю русскую историю действительную свободу совести..."

1. Известия, 1924,
23 июня, №
166
2. "Церк. обновление",
1924, № 7-8
3. Тульские Еп. вед.,
1924, №
2
4. Левитин, т. 2

Май—июнь

Всеобщее недовольство духовенства и верующих действиями Патриарха Тихона, принявшего Красницкого и живоцерковников в состав ВЦУ.

Отказ петроградского епископа Венедикта принять общение с Красницким.

Левитин, т. 2

18 июня/1 июля

Распоряжение Патриарха Тихона о прекращении работы Синода ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа.

Письмо митр. Сергия
митр. Кириллу
5/18 сент. 1929 г.

Без даты

Беседа Патриарха Тихона с возвращенным из ссылки митр. Кириллом. Несогласие митр. Кирилла с действиями Патриарха Тихона в отношении создания ВЦС и соглашения с Красницким.

Описание этой беседы в статье "Крестный путь преосв. Афанасия Сахарова" (Вестник РСХД, 1973, № 107, стр. 186).

"Еще при жизни Святейшего Тихона, в 1924 г., вл. Кирилл возвращался из Зырянского края, и ему было предписано явиться в Москву к Тучкову, никуда не заезжая. Однако владыка Кирилл первым делом всё же отправился к Патриарху, который только что подписал согласие принять в общение обновленца Красницкого. На вопрос — зачем Святейший это делает, вл. Кирилл услышал ответ: "Я болею сердцем, что столько архипастырей в тюрьмах, а мне обещают освободить их, если я приму Красницкого". На это вл. Кирилл сказал: "Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы..." Святейший вычеркнул фамилию Красницкого из только что подписанной бумаги, а владыка Кирилл направился к Тучкову, где при разговоре на ту же тему — о Красницком — его упрекнули в том, что он не слушается Святейшего, который хочет принять Красницкого. "Не понимаю, — сказал вл. Кирилл, — год тому назад на этом самом месте вы меня обвиняли в чрезмерном повиновении Патриарху, а теперь требуете обратного".

Описание того же эпизода в частном сообщении:

"Году в 23-ем управляющий по делам Церкви Тучков предложил Патриарху Тихону вернуть из ссылки всех архиереев с тем, чтобы учредить вновь Синод (может быть в прежнем почти составе) при условии, что в него будет входить некий протоиерей, который был одним из инициаторов обновленчества. Патриарх Тихон на настойчивые требования ответа сказал, что ему нужно поговорить прежде с архиереями, входившими в состав прежнего Синода и находившимися в ссылках, и, если они возражать не будут, то и он не будет возражать.

Тогда срочно послали за архиереями. В частности, ехал в Москву и митрополит Кирилл, который был человеком несгибаемой воли, пользовавшийся всеобщим уважением. Он был большим молитвенником и ближайшей опорой Патриарха до ссылки.

Митрополит Кирилл приехал в Москву и прямо поехал к Патриарху в Донской монастырь, хотя ему и было передано от властей, чтобы он ехал прямо к Тучкову. Патриарх Тихон
с радостью его встретил и всё рассказал. Тогда митр. Кирилл сказал, чтобы Патриарх не жалел архиереев, находящихся в ссылках, так как пришло время, когда они должны страдать,
чтобы укрепить Церковь, и что не нужно, по его мнению, вводить в состав Синода человека, который подослан с целью их разъединить и является ставленником врагов Церкви. Патриарх обрадовался его словам и дал ему записку к Тучкову, в которой написал, что, по причине несогласия членов Синода, он тоже не согласен на предложение Тучкова.

Митрополит Кирилл поехал к Тучкову, который сначала принял его, думая уговорить на дело, которое предложил Патриарху. Но митрополит передал ему записку. Тогда Тучков рассердился, что митр. Кирилл поехал сначала к Патриарху, и послал митрополита обратно в ссылку".

26 июня/9 июля

Резолюция Патриарха Тихона о прекращении организации ВЦС, положенная на адресе Елисаветградского духовенства.

"Благодарю за выраженные чувства верности. Прошу верить, что Я не пойду на соглашения и уступки, которые могли бы угрожать целости Православия. Если же переговоры с о. Красницким, особенно в газетной передаче о. Красницкого, вместо радости возбуждают тревогу и опасения, о чем свидетельствуют многочисленные заявления архипастырей, пастырей и мирян, то нахожу благовременным совершенно прекратить переговоры с о. Красницким о примирении и подписи на журнале от 8-го(21) мая 1924 года об учреждении при Мне ВЦУ считать недействительными".

Письмо митр. Кирилла
митр. Сергию
от 2/15 мая 1929 г.

27 июня/10 июля

Беседа Патриарха Тихона с представителем "Известий". Опровержение слухов о ложности актов примирения с Красницким и объяснение невозможности дальнейшего сотрудничества ввиду отсутствия помещения для работы Высш. Церк. Совета.

Известия, 1924, № 155

29 авт./11 сент.

Покаянная речь ушедшего из обновленчества архиеп. Серафима (Мещерякова) на Патриаршем служении в храме Иоанна Предтечи в Москве.

ЧС-1

1/14 окт.

Слово Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному еп. Каргопольскому Илариону (Бельскому). (Текста нет).

ЧС-1

4—17 окт.

Архиерейский Собор в Карловцах.

Основные вопросы: 1) о присвоении Карловацкому Синоду функций Временной Высшей Церк. Власти; 2) о временной административной независимости от Патриарха (дабы снять с него ответственность), с сохранением возношения его имени; 3) об изменениях в церк. управлении за границей.

Постановления: подчинение Св. Патриарху сохранить; временную независимость ВЦУ не провозглашать; автономию Зап.-Европ. округа отменить.

Из доклада Синода: "Опыт показал, что враги Христовой Церкви сильны своим внутренним объединением и своею внешней дисциплиной. Очевидно, и для борьбы с ними необходимо и внутреннее единение, и основанное на началах этого единения внешнее единство... Между тем, данная Западно-Европейскому округу автономия не только не способствует объединению заграничных православных русских общин и епархий, но и постепенно ослабляет и даже разрушает его вследствие возникшего на почве автономии фактического двоевластия".

После решительного протеста митр. Евлогия, покинувшего Собор, было постановлено оставить прежнее положение до окончательного решения Св. Патриарха.

Заявление митр. Евлогия:

"Указом Св. Патриарха Всероссийского № 348, от 5 мая 1922 года, управление всеми русскими заграничными приходами сохранялось за мною, причем мне предлагалось представить соображения о порядке управления русскими заграничными церквами. Согласно этому указу и имея в виду идею церковного единства, предложил Русскому Архиерейскому Собору 1923 г. такую организацию управления вверенной мне епархии, при которой она, находясь в каноническом единстве с другими заграничными епархиями, сохраняла бы свою внутреннюю автономию; я полагал, что таким образом лишь в малой мере осуществятся те широкие полномочия, какие лишь мне одному были предоставлены Святейшим Патриархом. Только что принятое большинством голосов постановление я считаю существенным нарушением воли Святейшего Патриарха".

митр. Евлогий, стр. 607-608

26 ноября/9 дек.

Покушение на жизнь Патриарха Тихона. Убийство его келейника Я. С. Полозова.

Описание у Левитина и Шаврова:

"Однажды вечером, в 11 часов, Яков Сергеевич находился у Патриарха, когда в передней кто-то ключом снаружи отпер дверь и чьи-то торопливые шаги прошли в патриаршие комнаты. На пороге показалось двое мужчин. Один из них остановился на пороге, другой, держа руку в кармане брюк, устремился к Патриарху. Яков Сергеевич бросился наперерез, успел загородить своим телом обожаемого им Патриарха. Грянул выстрел. Яков Сергеевич рухнул на пол. Дальше всё было страшно быстро и необъяснимо. После убийства Якова Сергеевича двое ворвавшихся неожиданно (вместо того, чтобы прикончить Патриарха) бросились стремглав в обратном порядке, в переднюю. Один из них схватил с вешалки шубу, и затем оба, толкая друг друга, побежали вниз по лестнице. Но что самое непонятное: Патриарх бросился за ними в погоню, крича: "вернитесь, вернитесь! Вы человека убили!" И возвратился к себе только тогда, когда внизу хлопнула дверь. Тут он склонился к телу своего верного слуги: пуля прошла почти навылет в предсердье — Яков Сергеевич был убит наповал...

..."Известия" изобразили всё дело в юмористическом виде, поместив заметку о краже шубы у Патриарха Тихона и не обмолвившись ни словом об убийстве... Покойного похоронили около наружной стены малого Собора Донского монастыря, таким образом, чтобы только стена отделяла могилу Якова Сергеевича от того места внутри Собора, которое Патриарх избрал для своей могилы. Е. А. Тучков попытался вмешаться в это дело, запретив хоронить Я. С. Полозова в Донском монастыре, и предложил похоронить его на Ваганькове, но (как и в ряде других случаев) наткнулся на резкий отпор. "Он будет лежать здесь", — кратко ответил Патриарх, когда ему доложили о распоряжении Тучкова".

Левитин, т. 2

25 дек./7 янв.

Распоряжение Патриарха Тихона на случай кончины — о Местоблюстителях Патриаршего Престола.

"Акт о вскрытии."
30 марта/12 апр. 1925г.

Без даты (1924)

Указ Патриарха Тихона о награждении наперсным крестом монахини Феодоровского Переяславского женского монастыря (Владимирской епархии), Алипии Большаковой, в связи с понесенными ею трудами по питанию и обслуживанию заключенных и ссыльных архиереев.

ЧС-1

Без даты

Указ Патриарха Тихона о возведении в сан протоиерея священника храма Св. Николая, что в Хамовниках (Москва), о. Павла Лепехина.

ЖМП, 1960, № 4

Без даты

Высказывание Патриарха Тихона о "вмешательстве" гражданских властей:

"...Я посылаю епископов на юг, а власть их посылает на север..."

1. Левитин, т. 2
2. Троицкий, 2


Дополнительно по данному разделу:
«Милость Моя исцелит тебя…»
Индульгенции в истории Греческой Церкви
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru