Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Последний Настоятель Киево-Печерской Лавры. Материалы к житию священноисповедника Катакомбной Церкви схиархимандрита Антония (Жеретиенко).



Схиархимандрит Антоний (Жеретиенко)

Схиархимандрит Антоний (Жеретиенко). Фото 1940-х гг. 

 

Катакомбный исповедник схиархимандрит Антоний (в монашестве Климент, в миру Константин Матвеевич Жеретиенко) родился 26 декабря 1865 г. в с.Иловайники Самарской губернии в крестьянской семье.

В 1887-1891 гг. проходил военную службу в должности старшего писаря Киевского пехотного юнкерского училища. В служебной характеристике о нем сказано следующее: «Отличился примерным поведением, весьма толковым и весьма аккуратным исполнением возложенных на него обязанностей. Вообще он, по своим способностям и трудолюбию, с успехом занимал должность...» С 15 февраля 1891 г. несет послушание в келарском ведомстве, затем в канцелярии Духовного Собора Лавры. Монашеский постриг принял 19 ноября 1891 г. 22 июля 1898 г. рукоположен в сан иеродиакона, 21 мая 1900 г. — в сан иеромонаха. В ноябре 1900 г. заболевает геморроидальным кровотечением гортани, освобождается до выздоровления от богослужения и переводится на Дальние пещеры. С апреля 1902 г. — духовник для богомольцев Больничного монастыря. В октябре 1902 г. — ноябре 1904 г. — смотритель свечного завода в Китаевской пустыни. В сентябре 1903 г. был членом комиссии по проверке ризницы Великой церкви. В дальнейшем занимал должность эконома Софийского митрополичьего дома. 7 августа 1913 г. назначается экономом Киево-Печерской Лавры. С 12 мая 1913 г. — архимандрит, а со 2 сентября того же года — член Духовного Собора.

6 декабря 1917 г. избран и с 23 декабря назначен Духовным Собором временно исполняющим обязанности наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Наместник Лавры архимандрит Амвросий (Булгаков) был уволен на покой 20 января 1918 г. (с 1918 г. проживал на первом этаже митрополичьего дома). 16 февраля 1918 г. архимандрит Климент сдал дела эконома.

30 декабря 1918 г. о.Климент избран представителем от Киево-Печерской Лавры на Всеукраинский Церковный Собор вместо умершего иеромонаха Иоанникия. С 26 мая 1921 г. — наместник монастыря. В связи с долговременным отсутствием настоятеля, священноархимандрита Лавры Антония, митрополита Киевского и Галицкого, 28 января 1922 г. архимандрит Климент назначается исполняющим обязанности настоятеля. 17 февраля 1922 г. Духовный Собор Лавры, по примеру Свято-Успенской Почаевской Лавры, принимает решение о богослужении наместника Киево-Печерского монастыря с жезлом и сулком и ношении мантии с нашивными крестами на скрижалях.

Архимандрит Климент (Жеретиенко)

Архимандрит Климент принял руководство монастырем в тяжелейший период Русской Православной Церкви. 22 января декретом Временного рабоче-крестьянского правительства Украины «Про вiдокремлення церкви вiд держави i школи вiд церкви» (аналог декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 г.) и декретом Совнаркома УССР от 17 мая 1919 г. «Про передачу майна монастирських i церковних та iнших релiгiйних установ у вiдання Народного комicapiaтy соцiального забезпечення» монастырь лишается всего имущества.

На территории Лавры расселяют жильцов так называемого инвалидного городка. Пользование помещениями церквей, келий, трапезной и другими монастырскими строениями братии разрешалось на основе арендных соглашений. Проводилось расхищение имущества, а с 1919 г. — изъятие лаврских ценностей.

После национализации всех монастырских строений о.Климент с 31 июля 1922 г. занимает также должность заведующего строениями Киево-Печерской Лавры, выделенными властями в VI район. Он — член церковной общины «Киево-Печерская Лавра», созданной из лаврской братии и прихожан, участник сельскохозяйственной артели.

В условиях распространения в стране и, в частности, в Киеве обновленчества церковная община Лавры и монастырь продолжают хранить православные традиции. 29 апреля 1923 г. церковной общиной Лавры было принято решение: «Доверить совету и вменить ему в обязанность следить за соблюдением древнего православия, основанного на канонических правилах, чтобы богослужение велось в духе Православной Церкви на славянском языке; право служения должно предоставлено быть лишь православным священнослужителям».

4 августа 1924 г. архимандрит Климент братией монастыря был избран настоятелем, архимандрит Макарий (Величко) — наместником монастыря. 16 августа Патриархом Тихоном они утверждены в должностях.

По состоянию на середину 1924 г. количество братии Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры составляло 557 человек, из них монашествующих — 498. Это количество существенно не отличалось от данных на 1917 г., когда в монастыре было всего 585 человек (без учета находившихся в действующей армии), из них монахов — 472, рясофорных послушников — 113.

Впервые о.Климент был арестован органами НКВД в ночь на 11 апреля 1923 г. в лаврской братской больнице, где находился на лечении хронического заболевания горла и легких. Содержался в Лукьяновской тюрьме по 30 сентября 1923 г.

В 1924 г. обстановка вокруг Киево-Печерского монастыря резко осложнилась. Благодаря содействию НКВД-ГПУ усилилось стремление обновленцев завладеть Киево-Печерской Лаврой. В октябре 1924 г. обновленческий митрополит Иннокентий получает мандат на проведение богослужений в Лавре. 25 октября 1924 г. архимандриты Климент (Жеретиенко) и Макарий (Величко) арестованы Киевским губотделом ГПУ УССР за организацию сопротивления обновленцам. 15 декабря 1924 г. лаврские церкви передаются в пользование синодальной общине, которую образовали лаврские архимандриты Филадельф (Пшеничников) и Михаил (Чалый). С 24 декабря 1924 г. монастырь на территории Лавры считается закрытым. Продолжавшееся сопротивление обновленцам со стороны лаврской братии и поступившие в ГПУ доносы о сокрытии ряда монастырских ценностей, в том числе целого ряда богослужебных (дорогостоящих) предметов и золотой ризы с чудотворной иконы Успения Божией Матери, дали повод ГПУ в декабре 1924 г. — январе 1925 г. произвести арест 28 лаврских монахов, 2 послушников и 4 членов лаврской общины. В том числе 20 декабря 1924 г. арестованы: казначей архимандрит Анфим (Еленицкий); ризничный Успенского Собора иеромонах Евфимий (Кириаченко); экклесиарх игумен Евстратий (Грумбков); монах экклесиаршего ведомства Панкратий (Ерхан); иеромонах келарского ведомства Анувий (Ровный); иеромонах экклесиаршего ведомства Владимир (Андреев); садовник, иеромонах Карион (Кондратенко); иеромонахи Моисей (Денисюк), Иоаким (Марухно); монах Иероним (Шастун) и другие. В Лавре и в Китаевской пустыни проведены повальные обыски.

18 декабря 1924 г. экклесиарх Евстратий (Грумбков), вероятно, с учетом мнения старцев, передал наместнику о.Макарию записку о необходимости указать местонахождение серебряной панагии с бриллиантами, считая, что «Лавра и все мы избавлены будем от быть может окончательного разорения». Архимандрит Климент передает письменное распоряжение: «Объявить братии: в течение 24-х часов сокрытые лаврские ценности сдать». После проводимых в 1922 г. изъятий и выкупа ризы, часть дорогостоящих предметов и риза по нескольку раз перепрятывались братией в Китаевской пустыни, в хозяйственных строениях Лавры, в «погребце» Предтеченского придела Успенского собора и других местах.

Были обнаружены и изъяты по акту более 350 сокрытых лаврских ценностей, в том числе риза с чудотворной иконы Успения Божией Матери, 14 панагий, 22 наперсных креста и другие предметы. В феврале 1925 г. из ризницы Успенского собора и других лаврских церквей производилось изъятие ценностей и передача их в музей. Из ризницы было изъято также 80 различных лаврских планов. Но и в дальнейшем продолжалось, уже из музея, изъятие лаврских ценностей. 10 сентября 1933 г. по 10 актам спецсектор Всеукраинской Академии наук сдал в Киевскую областную контору Госбанка 120 музейных экспонатов, в том числе панагии, дарохранительницы, фелони и другие предметы XVIII-XIX вв. В 1930-е гг. по распоряжению НКО в торговые организации передавались ризы с икон, образки и другие церковные предметы Лавры.

Следственное дело о лаврских монахах было выделено в отдельный том под названием «Жеретиенко и др.» На протяжении 13 апреля — 19 мая 1925 г. все арестованные были освобождены, в большинстве своем с подпиской о невыезде. Настоятель Лавры о.Климент, наместник о.Макарий, экклесиарх о.Евстратий (Грумбков) и казначей Анфим (Еленецкий) 20 августа 1925 г. на основании «Обiжника НКЮ ч.176 вiд 1924 р.» взяты под стражу, в ноябре 1925 г. освобождены из-под стражи, но отправлены на поселение в Харьков. Распоряжением коллегии ОГПУ СССР от 20 февраля 1928 г. следственное дело было прекращено, подписка о невыезде аннулирована. О.Анфим (Еленецкий) вернулся в Киев. Отцы Климент, Макарий и Евстратий остались в Харькове, не приняли Декларацию митрополита Сергия 1927 г. и отошли в «истинно-православную церковь», поминали на богослужениях митрополита Петра Крутицкого. Действия о.Климента поддержало более тридцати лаврских монахов.

Он избежал арестов 1930-х гг. По воспоминаниям, «когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни пошла горлом кровь, он был болен туберкулезом. Увидев это, чекисты махнули на него рукой, — мол сам помрет — и ушли. А батюшка вскоре после этого скрылся и до 1941 г. находился на нелегальном положении».

Схиархим. Антоний (Жеретиенко)

В конце 1941 г. он приехал в Киев. Проживал на Печерске, на ул.Миллионной, 16. Написал письмо в Духовный Собор Лавры и архимандриту Валерию (Устименко), в котором требовал возврата ему должности наместника. «Архимандрит Валерий и игумен Феопемпт, ознакомившись с письмом, отказались принять предложение Жеретиенко, заявив, чтобы он по данному вопросу обратился схиархиепископу Антонию (Абашидзе)». После отказа написал письмо в Берлин, к архиепископу Серафиму. Организовал на Мышеловке общину, где и служил. Осенью 1943 г. вернулся в Харьков и жил у верующих людей. Во время войны о.Климент принял схиму с именем Антоний.

По воспоминаниям, схиархимандрит Антоний скромно жил «в маленькой хатке на Холодной Горе» в Харькове. «У него была маленькая комнатка с печкой, которую он топил дровами. По дому он ходил в подряснике, иногда ходил в сад гулять. У себя в комнатке он служил литургию, и люди тайно, по договоренности, приходили к нему».

Схиархимандрит Антоний почил 18 декабря 1950 г. и был похоронен на Залютинском кладбище в Харькове.

 

 Монахиня Алипия (†20 августа 1964) рядом с могилкой схиархим. Антония (фото 60-х)

 

 

Источники:

1.Центральный государственный исторический архив Украины в г.Киеве (ЦГИАКУ), ф.128, оп.1 мон., ед.хр.293.

2.ЦГИАКУ, ф.128, оп.1 мон., ед.хр.411.

3.ЦГИАКУ, ф.128, оп.1 мон., ед.хр.427.

4.ЦГИАКУ, ф.128, оп.2 мон., ед.хр.519.

5.ЦГИАКУ, ф.128, оп.2, ед.хр.976.

6.Центральный государственный архив общественных объединений Украины, ф.263, оп.1, ед.хр.45131.

7.Новый священно-исповедник Климент, настоятель Киево-Печерской Лавры. // Православная жизнь. - США, Джорданвилль, 2000. - № 4.

 

Печатается по материалам книги: Л.П.Рылкова. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии. – К., 2008.

 

  

Схиархим. Антоний с духовными чадами, г. Харьков, кон. 1940-х гг.

От редакции: Последний Настоятель Киево-Печерской Лавры Схиархимандрит Антоний (в монашестве Климент, в миру Константин Матвеевич Жеретиенко) не признавалс сергианскую Московскую патриархию и принадлежал к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), тайно совершая богослужения по домам катакомбных истинно-православных христиан. После кончины в 1950 г. отпевал его заочно киевский катакомбный священник Владимир Веселовский (†1.01.1974 г.). В 2008 г. на Освященном Соборе РИПЦ схиархим. Антоний причислен к лику Святых Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной.

 

 

Дополнительно см.:

 

1. Последние наставники Киево-Печерской Лавры. Катакомбные старцы-исповедники Схиархимандрит Антоний (Жеретиенко,+1950) и архимандрит Макарий (Величко,+1940).

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1152

 

2. Акт о соборном прославлении во святых Отцов-Исповедников Русской Церкви Катакомбной

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1471

 

3. Доклад по вопросу прославления Отцов-Исповедников и Мучеников Катакомбных

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1462

 

 

4. Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927-2007 гг.

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1366

 

5. Советский режим и "советская церковь" в 40-е – 50-е годы ХХ столетия (главы из книги)

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1183

 

6. Богоборництво i гонiння на Iстинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернiгiвщинi

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=704

 

7. Разгром Киевского епархиального управления 1923 года (Глава из книги "Отец Анатолий Жураковский и киевские иосифляне”)
Билокинь С.И., доктор исторических наук, г. Киев

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=607

 

8. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945
Лев Регельсон

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=443

 

9.  Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.).
Виталий Шумило, г. Чернигов

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=606 

 

10.  Три Пасхи Исповедника. О пребывании С.А.Нилуса в Чернигове.
Диакон Димитрий Михайловский, РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=702
 
 

11.  Священноисповедница Схиигумения София Киевская и ее подвиг служения Истинно-Православной Церкви
Из воспоминаний Елены Юрьевны Концевич и Сергея Александровича Нилуса

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=604 
 

 

12. Истинно-Православная Церковь на Украине
Доктор исторических наук М.В. Шкаровский

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=596

 

13. Подпольные «филиалы» ИПЦ на Украине
Ирина Осипова

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=598

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.)
Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза)
ПАТРИАРХ ТИХОН
О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)
Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства
Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого)
Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве
Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского)
Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru